Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Айтал Яковлев. Саха

Якутская культура, мифология Айыы, приём больших гостей

Герой сегодняшнего интервью в рубрике «Народы.рф» — представитель якутского народа (саха) Айтал Яковлев. Айтал — кандидат исторических наук, доцент исторического факультета Северо-Восточного федерального университета и научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук. Так как Айтал не просто саха, но ещё и специалист в народной истории, разговор вышел особенно интересным.


Айтал Яковлев — саха

Какое значение для вас имеет ваша этническая идентичность?

Этническая идентичность имеет для меня большое значение. Это стержень, вокруг которого выстраивается человеческая личность. Моё отношение не менялось в течение жизни, так как я родился в якутской семье, в сельской среде — окружение у меня было якутское, и я воспринимал это как норму. Потом, уже в городе, я стал понимать, что существуют определённые отличия между народами.

Различаете ли вы понятия нация, народ, этнос? В чём, на ваш взгляд, разница, и какой термин более применим к якутам?

Да, я различаю эти понятия, и саха — это отдельный, состоявшийся «этнос», «народ». По нашу сторону от Уральских гор, до Чукотки есть три больших по численности коренных народа — якуты, буряты и тувинцы. В Якутии существует такое понятие как «якутяне», к которым относятся эвенки, чукчи, юкагиры, саха, долганы, русские и т. д. Вот якутяне — это категория нации (по принадлежности к Республике). Из этого исходит, что россияне — это нация наций. Так и, к примеру, в Дагестане, где существуют разные народы — аварцы, лезгины, кумыки и т. д., но они соединяются в дагестанскую нацию. И все они, при этом, — россияне. У нас в Якутии определение саха (якут) — является основой, определяющей регион как национальную республику.

Какие события, явления, сюжеты формируют историю якутов? О чём вам, как специалисту, хочется рассказать в первую очередь?

Достаточно острой является тема происхождения народа саха. Чаще всего, когда люди выезжают за пределы Республики, перед ними через некоторое время встают вопросы: «Кто такие саха? Кто такой я?». В сёлах и деревнях такого вопроса нет. Алас*, образ жизни, умение выживать на холодных землях значительно воздействуют на формирование нашей идентичности. Этнокультурная идентичность народа саха очень чётко связана с нашей природой. Саха — арктические, самые северные скотоводы. Как гласит южная теория происхождения народа саха, одни из наших предков — скотоводы, коневоды — прибыли на земли нынешней Якутии из степной зоны, окрестностей Байкала. Этим вопросам посвящено множество научных трудов. Скотоводы перемешались с рыбаками, охотниками, оленеводами — это отправная точка появления народа саха.

Также, конечно, важный пункт — это вхождение Якутии в состав российского государства. Отсюда вытекают появление письменности, миссионерская деятельность русской православной церкви и т. д. Начиная с XVII века история Якутии крепко связана с историей России.

Существует ли актуальная якутская культура? О чём бы вы могли рассказать стороннему читателю?

В Якутии сейчас можно провести чёткие линии между древней, традиционной и современной культурой. Если говорить о древней культуре, то это культура рыбаков, охотников, оленеводов. В Средневековье здесь появляются скотоводы, коневоды. Традиционная культура якутов — это культура конца XIX — начала XX века. В этот период наша культура кристаллизуется и находит своё материальное воплощение.

Актуальная якутская культура существует: есть и якутское кино, известное даже в мировом масштабе; и якутские музыканты не отстают от трендов, к примеру, в России есть известная исполнительница из нашей Республики Green Apelsin (Анжела Жиркова — прим. ред.). Современные художники, режиссёры, продюсеры — все те, кто сейчас продвигает якутскую культуру — не сочиняют её с нуля, а опираются на традицию, пытаются адаптировать её к современным реалиям, к городской культуре. Так что традиционная культура интереснейшим образом актуализируется. С появлением цифровых технологий, развитых медиа и социальных сетей мы видим, что культура саха — это не что-то забальзамированное в краеведческом музее или в книгах этнографов. Напротив, она вполне подвижна, жива, изменчива и успешно взаимодействует с современностью, формируя наше будущее.

Заботит ли вас будущее якутского народа? Какой вклад вы вносите в это будущее?

Да, конечно, меня заботит будущее народа саха. Я являюсь историком, и моя задача, как учёного и преподавателя, в создании условий для получения людьми объективной информации и формирования у них своего независимого мнения. Нас, саха, мало, и большие волнения мирового масштаба нас неизбежно затрагивают. Моя цель — делать всё, чтобы мой народ шёл в ногу со временем, не забывал, какие формы традиционной культуры существовали и существуют, и чтобы в культуре саха сохранялись основы традиционного мировоззрения, осмысленные в актуальном ключе.

Владеете ли вы якутским языком? Как вы считаете, важно ли сохранять и развивать родной язык? Нужно ли создавать контент (литература, кино, СМИ, переводы) на родном языке?

Да, я владею якутским языком, и, более того, я начал уверенно говорить и иногда даже думать на русском языке только с третьего курса университета. Так что якутский для меня основной язык — я свободно читаю и пишу на нём. Вопрос о создании контента у нас даже не стоит: всякий раз, когда я общаюсь с друзьями и знакомыми из кино, театра, литературы — каждое сообщение, каждый диалог так или иначе посвящены тому, как сохранить культуру, как сделать язык актуальным. И все мои коллеги, друзья от культуры осознают большую ответственность. Сохранить и передать нашу культуру будущему поколению, отстоять ее перед вызовами современности — это невероятно сложные задачи, которые выполняют все те, кто создаёт контент на якутском языке.

Какие обычаи, традиции вашего народа вам нравятся или кажутся интересными?

У нас развитая система традиций, опирающаяся на древнюю мифологию. В первую очередь скажу про Олонхо — это древний героический эпос, в котором описана вся философия народа саха. Сюда входят предания о создании Мира, о понятиях Добра и Зла, о ценностях нашего народа. В Олонхо рассказывается о том, кто живёт в Верхнем мире, кто населяет Срединный, и почему нельзя упоминать тех, кто обитает в подземном, Нижнем мире (космогония Олонхо опирается на религию Айыы — прим. ред.). Также здесь даётся ответ на вопросы: «Куда мы идём?», «Что такое хорошо и что такое плохо?». Олонхо традиционно рассказывается долгими зимами. Как говорят учёные, Олонхо — это зимний обряд.

А летний обряд — это Ысыах — якутский национальный праздник. По традиции, он включает в себя различные ритуалы, например, кумысопитие, и, разумеется, благословение всевышних Айыы. Олонхо и Ысыах — это элементы традиции, сохраняющие в себе якутскую культуру. Каждый саха об этом знает и в это верит. Про всё сразу рассказать сложно.

Кого из исторических личностей или из современников вы считаете героями якутского народа?

Я, как историк, отмечу таких личностей, как Исидор Барахов, Максим Аммосов, Степан Аржаков. Это люди, которые стоят у истоков государственности Республики Саха (Якутия). 101 год назад была оформлена Якутская Автономная Советская Социалистическая Республика — с этого момента народ саха — якутяне — получают полноту управления своим будущим государством. Эти три человека, каждому из которых тогда не было и 30-и лет, наметили нам путь и начали строить автономную республику. Они остановили гражданскую войну, занялись просветительской деятельностью, развитием народного хозяйства, науки, культуры. За короткий период 1920-1930-х годов было создано и развито национальное самосознание, запущено самостоятельное системное научное исследование самого якутского народа — языка, культуры, быта. Тогда же создавались университеты, в Якутии появилось высшее образование. Поэтому, если вы спросите любого человека на наших улицах, кто такой Барахов или кто такой Аммосов, он вам обязательно расскажет о том, что это за люди и какое значение они имеют для якутского народа. И у каждого будет своё мнение относительно выбора этих людей.


Якутская семья (лицензия СС)

Что для вас значит быть якутом?

Быть саха — это, во-первых, понимать, что природные силы выше человека. Каждый кустик, каждое дерево, каждое озеро, каждый камень имеет своего духа — иччи (буквально — «хозяин»). Любой человек может нанести обиду духам, хозяевам той или иной местности. Но если он хорошо и достойно ведёт себя на природе, с людьми, то у него не будет конфликтов с духами, и он может с ними говорить.

Во-вторых, важно чтить предков и места, где они жили. Нужно понимать, что они всегда на тебя смотрят, чем бы ты ни занимался, они всегда с тобой рядом.

В-третьих, важно знать, что большие дела проходят под покровительством всевышних Айыы (божества традиционной якутской мифологии — прим. ред.). Также мы все верим, что у нас три души — ийэ кут (самосознание, самовосприятие и дух человека), салгын кут (то, что делает нас живыми, наше дыхание), буор кут (наше тело, физическое составляющая).

В-четвёртых, саха, как всякий представитель восточного мира, носитель традиционных цивилизационных и культурных установок — гостеприимный человек. Наши праздники, к примеру, тот же самый Ысыах считается состоявшимся, если его посетил какой-то «большой гость» (приехавший издалека). Чем дальше гость, тем он «больше» — более уважаем и почитаем.

* Алас — типичное для равнинной Якутии и Тюменской области (где они называются хасыре́ями) геологическое образование и форма рельефа. Алас представляет собой пологосклонную и плоскодонную ложбину овальной формы диаметром до нескольких километров и глубиной до 30 м.

Проект «Народы.рф»

Артур Камалтдинов — магистрант исторического направления Высшей школы экономики, изучающий «татарский традиционный ислам». В жизни нашего нового героя переплелись различные культурные концепции, которые наполняют и насыщают друг друга. Об этом мы и поговорили.

Глеб Буланников — русский, он сказал так сам. Вряд ли это зависит от чего-либо ещё, надеюсь, вы не станете с этим спорить. В поправках в Конституцию России, принятых в 2020 году, русский язык называется «языком государствообразующего народа» — на эту же связь делает упор и наш новый герой, хотя в его изложении это выходит более конкретно. Мы поговорили о народе, территории, языке и самом феномене «русскости». Приятного чтения.

Кирилл Корольков — не среднестатистический чуваш, и это необходимо упомянуть не для того, чтобы продемонстрировать его исключительность и тем самым приукрасить. Напротив, для того, чтобы читатель понимал, что переносить образ нашего героя на весь чувашский народ будет неправильно. Впрочем, ничей образ не стоит переносить на весь его народ — это также требует уточнения.

204


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95