«Вы знаете, я целый день буду мотаться, давайте интервью сделаем по телефону около 12 ночи», — сообщил мне Баталов. Честно скажу, ради такого человека я готов был бежать хоть на край земли. Мы начали разговор в первом часу, закончили во втором. Я шел пешком домой, счастливый-счастливый. А когда накануне
«Фильм „Летят журавли“ был неугоден властям»
— Алексей Владимирович, вам нравится сегодняшнее время?
— Вся моя жизнь прошла рядом со всякими замечательными великими людьми. Я видел, какую цену платили Пастернак, Ахматова, великие актеры, режиссеры, поэтому, конечно, мне это время, когда можно заниматься бог знает чем, нравится больше. Ты можешь
— В советское время, когда нужно было
— Это совершенно закономерно. Лев Николаевич Толстой уже в свое время это сообразил, когда говорил, что с изобретением книгопечатания тут же появилась чудовищная болтовня и низкопробная литература, которая заполонила собой массу хорошего. Это палка о двух концах.
— Сейчас по телевизору показывают многочисленные документальные фильмы про очень известных и популярных
— Это все — абсолютная правда. В свое время фильм «Летят журавли» был неугоден властям. И это фантастическое совпадение обстоятельств, что он попал во Францию. А ведь наш на тот момент «царь» тогда изрек фразу: «Вот-вот, выпусти это на экран, и народ скажет, что фильм — совершеннейшее барахло и вранье про войну». Так «Журавли» были встречены в Советском Союзе. А какие страшные баталии перенес Ромм, делая «Девять дней одного года»! Это же каждый день проходило на моих глазах. Правящие сатрапы, с их волосатыми лапами, следящие за социалистическим реализмом, были твердо уверены, что этот фильм оттолкнет молодежь от важнейшей линии «наших достижений». Шли постоянные указания, как и что снимать, некоторые сцены выброшены, некоторые — просто запрещены. Но Ромм упрямо продолжал снимать. И в последнюю минуту спасло картину его фантастическое, близкое знакомство с самыми великими советскими учеными.
— Вам наверняка пришлось наблюдать трагедии сломанных артистических судеб…
— Конечно, судьба актеров той поры ужасна. Да и сейчас им очень трудно. Нужно заниматься домом для престарелых актеров, вспоможением им на лечение. Я имею в виду уже ушедших со сцены и с экрана. Они в очень тяжелом положении, это чистая правда.
— Но ведь были и те, кто в молодом возрасте не выдержал славы, а затем собственной невостребованности…
— Да я и сам последние 26 лет не снимаюсь в кино. Но не могу никому посоветовать встать на этот страшный дурацкий путь. Хотя мне лично не только не интересно, а кажется сверхстранным зарабатывать деньги, играя то, чего не понимаю и что мне совершенно чуждо. Но это я сам виноват.
— Наверное, в этом и состоит понятие достоинства человека и артиста. Многие наплевали на это достоинство и хватаются за каждую роль, чтобы не выпасть из обоймы, заработать…
— Молодежь должна
— Но
— Я же старый хрен, а они молодые.
—
— Я от ролей отказывался, потому что, на мой взгляд, в тех сценариях нечего было играть. Тогда уже работал во ВГИКе, но понятно же, что педагогическая зарплата не ровня актерской. Кроме того, я озвучивал на ТВ дикторский текст в документальных фильмах про физиков, про писателей.
«Актеры не остаются надолго»
— Понимаю, что деньги для вас не самое главное в этой жизни и ради них вы не станете совершать поступки, которые для вас неприемлемы.
— Тогда я иду на
— Но вы же мужчина, и вам нужно кормить семью. Вас же, наверное, сейчас по доходам и к среднему классу нельзя отнести?
— Да, вряд ли. Не подхожу я под средний класс.
— Говорят, и дача у вас не очень, простой зимний домик, участок маленький.
— У меня старый-старый деревянный домик.
— В Америке актеры вашего уровня давно уже ходят в миллионерах.
— Да, это абсолютно так. Но социализм
— А сейчас, когда молодые артисты требуют бешеных гонораров и ниже определенного уровня материального обеспечения играть не соглашаются, вы считаете это нормальным?
— Если уж фильм барахло, так хотя бы деньги получить…
— Но про
— Ничего такого я не думаю. Актеры, даже самые уникальные, не остаются в истории надолго… Вот Фаина Раневская — величайшая актриса. Но ее фильмы скорее нужны нам, чем нынешнему поколению. Актер все-таки существует в реальном времени. Ведь сколько ни рассказывай про Уланову, ни показывай ее по телевизору, все равно невозможно реально представить, как она божественно танцевала. Только когда вы приходили в театр, на ваших глазах происходило чудо, в которое невозможно было поверить. И про актера очень трудно на пальцах рассказать, как он играл. Понять это можно только тогда, когда вы сидите в зале и у вас сводит сердце от восторга или сострадания… Пересказать сцену вы можете, но передать истинное впечатление — невозможно! Дело в том, что поменялось время. Все-таки мои лучшие фильмы — уже немножечко про Древний Египет. Уже не те сегодняшние люди, не те между ними отношения, они уже не так говорят. Меняются приемы съемок, аппаратура другая. Конечно, есть зрители, как и любители живописи, других искусств, которые
— А
— Да, вы правы. Там был абсолютно гениальный оператор Урусевский, с которым я не просто подружился. Он очень близкий мне человек, у которого я многому, многому научился. Мало того, именно после этой картины я сам стал ставить и
«Было время, когда жена получала больше меня»
— Вот вы говорите, что фильмы с вашим участием уже несовременны. «Москва слезам не верит» вышла в
— Спасибо, мне очень приятно это слышать. Но если какой-нибудь человек скажет: «Ну вот, тогда
— И принимал этот «Оскар» советский чиновник из посольства.
— Это же совершенно фантастическая история! В зале спрашивали: «Кто это?» — и умирали со смеху.
— Я знаю, многие говорили: да это простенький пошлый фильм, совсем не Тарковский, мы даже смотреть его не станем…
— Все именно так и было. Маститые ни за какие деньги не хотели пускать Меньшова в свой круг. Тем очаровательнее это вспоминается и воспринимается теперь.
— Вы сыграли такого идеального героя, которого женщины любой эпохи ищут в жизни и не находят…
— Помню, в газетах писали: «Таких рабочих в жизни не бывает». Но
— Ваш Гоша говорил, что все в семье должен решать мужчина. А в жизни среди своих близких вы тоже вопрос ставили именно так или у вас совсем другие принципы?
— Я действительно думаю, что, взявши на себя роль главы семьи, таки надо быть главой. Да, я видел таких рабочих, как Гоша, только еще я видел и алкоголиков, которые приползают домой, пропивают последние туфли жены. И таких я тоже знаю. Поэтому герой фильма — именно Гоша.
— А если бы ваша жена получала больше вас, вы бы, наверное, не стали, как Гоша, уходить из семьи непонятно куда и там пить горькую?
— Кстати говоря, было время, когда моя жена получала больше меня, потому что она каждый день работала. Она работала в цирке. На Новый год у них было два, а то и три представления.
— Но вы на нее не держали тогда зуб, что она больше вас получает?
— Какой зуб, когда мы снимали квартиру на ее деньги?
— Простите, Алексей Владимирович, но это ведь был ваш второй брак. А первый — распался, потому что был слишком ранним?
— Не только в этом дело. Когда я начал сниматься, мне надо было часто уезжать на съемки в Киев, в Ленинград. Тут очень помогли доброжелатели, нашептывая на ушко моей жене всякую ерунду.
— А сейчас у вас сколько костюмов?
— Поскольку мне сейчас все равно, то я в старых так и хожу.
«Я за всю жизнь не прочитал того, что дочка читает за год»
— У вас дочка от второго брака?
— И от первого тоже. Та — Надя, а эта — Маша.
— Когда вы расстались с первой супругой, Надя, наверное, еще совсем маленькая была?
— Да, хотя уже ходила, бегала. Случилось так, что я после развода долго не женился. А моя бывшая жена Ирочка Ротова быстро вышла замуж в Москве.
— То есть она первая от вас ушла?
— Конечно. Московские добрые рассказчики помогли. С Ирочкой, между прочим, мы еще в детский сад ходили вместе. Ее папа — замечательный «крокодильский» художник, которого в свое время арестовали и сослали.
— Вы сейчас с дочерью Надей общаетесь?
— Да, она молодец, работает, занимается переводами, сидит у компьютера,
— У вас с ней близкие, хорошие отношения?
— А у нас с ней никогда плохих и не было. Мы всю жизнь оставались друзьями, виделись всегда. То же самое и с первой женой Ирой. Делить нам было нечего. Сейчас Ирочки уже нет…
— А потом вы сильно влюбились в свою нынешнюю супругу.
— Если сказать насчет сильно, то я не знаю, кто такое выдержит («Гитанка, — кричит Баталов жене, — через сколько лет мы с тобой женились после знакомства?» — «Через десять!» — отвечает Гитанка). Да, в
— А как Маша, ваша дочка, сейчас себя чувствует? Она же болела сильно.
— Слава Богу, она такой герой, все абсолютно выдерживает. Невероятно, но благодаря маме и бабушке, которые буквально держали ее на руках, она все-таки
— Знаю, Маша очень много читает.
— Я за всю жизнь не прочитал того, что она читает за год. Если
«На мне даже жениться было нельзя, я в гараже сидел»
— Мобильный телефон у вас есть?
— Есть, конечно. Только я его выключаю, когда преподаю. И в машине стараюсь не включать. А то у нас два актера уже на этом попались.
— То есть?
— Ну вот ехал в Питере за рулем один наш товарищ, ему позвонили. Он взял мобильник, а тот из рук выпал. Нагнулся за ним и врезался…
— Я знаю, вы любитель автогонок. Не в прямом смысле, конечно…
— Я всю юность потратил на автомобили. На мне даже и жениться нельзя было, я все время в гараже сидел. Первую свою машину я практически сделал сам и получил от этого огромное наслаждение. У меня даже было изобретение, его потом украли —
— А с компьютером дружите?
— Нет. Я плохо вижу. Перенапряг глаза во время озвучки документальных фильмов, читал по три-четыре часа подряд. Вечером после института шел на ТВ, как в ночную смену.
«Я первый герой, у которого вырезали голую задницу!»
— Вы преподаете уже 25 лет. Сейчас это ваша основная работа?
— Да. Сначала просто вел курс, а потом, когда Бондарчук ушел, я исполнял его обязанности преподавателя, потом кафедрой заведовал. Но первые курсы вел всегда, спектакли ставил. И все время
— А к тем, кто подписал, вы как сейчас относитесь?
— Я многих понимаю. Ведь неподписание Товстоногову могло сразу стоить театра. Ну а
— И что же изменил министр?
— Он предложил ей сказать: «Ты настоящий мужик». И Коле Бурляеву пришлось фразу переозвучивать.
— А в фильме «Москва слезам не верит» была цензура?
— Еще какая! Я первый герой, у которого «вырезали» голую задницу. Помните сцену, где Коля меня находит и мы пьяные разговариваем? После того как мы начинали разговор о политике, я вставал и шел
— Когда про вас говорят — великий артист Баталов, как вы к этому относитесь?
— Благодарно молчу. Великий артист должен на сцене играть и в кино. К сожалению, мне многое не дали сделать. Марсель Марсо хотел, чтобы я поставил гоголевский «Нос», а он бы там сыграл. Так он сказал после того, как посмотрел во Франции мой фильм «Шинель». Уже все было готово, но наши идеологи не разрешили это дело. У меня много написанных сценариев от начала до конца, но их так никто и не поставил…
Александр Мельман