Анатолий Шамардин — не из тех певцов, которые с утра до ночи мелькают по телевидению, он — не из звезд шоу-бизнеса. Но между тем он — звезда своей вселенной, его искусство находит признание у слушателей. И концерт, состоявшийся совсем недавно, — тому подтверждение.
Анатолий Шамардин — уникальный, экстраординарный певец, он обладает божественно красивым, нежным, мягким тенором, «полетным голосом исключительного тембра», с бархатистой окраской, и владеет изумительным искусством пения, которое называется «русское бельканто».
Он, возможно, — единственный в столице эстрадный профессиональный певец, который не боится на публике петь живьем и даже без микрофона. Причем, живьем он поет точно так же, как на своих пластинках и компакт-дисках, то есть сочно и красиво.
Он исполняет песни народов мира на разных языках — на греческом, немецком, итальянском, английском, японском, а также русские эстрадные и русские народные песни и романсы и свои собственные на стихи известных поэтов — Виктора Бокова, Николая Старшинова, Андрея Вознесенского, Новеллы Матвеевой, Владимира Кострова... и на стихи «потерянного поколения» — поэтов Виктора Широкова, Сергея Мнацаканяна, и, конечно, пишет песни на тексты молодых современников, например, Валерия Дударева.
Написанные им произведения входили в репертуар известнейших певцов — Эдуарда Хиля, Клавдии Шульженко, Ольги Воронец, Екатерины Шавриной, Ивана Суржикова и квартета «Аккорд».
Кое-что из прошлого
Предки Анатолия Шамардина по отцу — донские казаки, а по матери — понтийские греки, которые триста лет назад пришли из Греции в Россию. Он родился на Ставрополье, в селе Ольгино, а детство провел в близлежащем греческом селе Хасаут.
После средней школы Анатолий Шамардин окончил Горьковский институт иностранных языков и Ленинградскую аспирантуру. Преподавал в вузах иностранные языки.
В 1970 году получил диплом певца-вокалиста и работал в оркестре Леонида Утесова, потом в Росконцерте и в разных филармониях России, ездил с концертами по стране и пользовался у слушателей невероятным успехом.
В 1973 году в журнале «Кругозор» вышла его первая гибкая пластинка с напутствием Виктора Бокова. Потом увидела свет долгоиграющая пластинка «Гитары любви», выпущенная фирмой «Мелодия» тиражом 100 тысяч экземпляров, с предисловием Людмилы Зыкиной. На этой пластинке были русские и иностранные песни. Она была раскуплена любителями красивого пения за считанные дни, как и повторный тираж.
Анатолий поет сызмальства. В детстве же он научился играть на мандолине, на гитаре, на балалайке, на пианино. А музыкальное образование получил, только когда проработал на эстраде более 15 лет.
В 1980–90-е годы он жил и работал в Европе, в том числе — в Греции и Германии. Зарубежная пресса называла его «русским соловьем» и «волшебником из Москвы».
Более 30 лет он сотрудничал с великим музыкантом Сергеем Ореховым, гением гитары. Сделал с ним много студийных записей. С сольными концертами выступал в лучших залах Европы и Москвы.
Кроме того, Анатолий — автор интересных рассказов из жизни артистов, которые публиковались на страницах периодических изданий.
О клубе и вечере
В Клубе МВД России Анатолий Шамардин прежде не выступал. И обрадовался, когда его пригласили туда. Ведь на этой сцене начинали творческую жизнь Владимир Высоцкий и Геннадий Ялович, они вели там театральную студию. Молва утверждает, что на занятиях студии появлялись Василий Шукшин, Валентин Гафт, Валентин Никулин...
Так что для артиста попасть на сцену Клуба МВД — великая честь и большая удача! Это, пожалуй, знак расположения Фортуны к твоей творческой личности.
Анатолий Шамардин вышел на сцену в фирменном черном бархатном пиджаке и в полосатой черно-красной рубашке с расстегнутой верхней пуговицей — «чернобровый, черноглазый молодец удалый», стройный, легкий, поджарый, как танцор из северокавказского ансамбля песни и пляски, смуглый, высоколобый южанин, с тонкими чертами лица, с улыбкой доброжелательства, сияющий внутренним светом и озаряющий этим светом и всю сцену, и весь зал, держа в руках желтую шестиструнную гитару.
— Сейчас мы перенесемся с Анатолием Шамардиным и его песнями в историю средиземноморской культуры, в мир, который кажется нам нереальным, но в котором мы все будем чувствовать себя как в реальном мире, — объявил ведущий концерта Сергей Златкис...
В свою очередь Анатолий представил публике участников виртуозного струнного ансамбля «Милос», который аккомпанирует ему: Василий Новиков и Алим Айсин — на гитарах, Дмитрий Ратушный — на бузуки. Сам Анатолий аккомпанирует себе на гитаре и на мандолине.
Сначала он спел веселую тарантеллу «Красивая девушка», потом греческую песню «Прекрасная Катерина», потом итальянскую — «Веселые крестьянки», потом — «Римскую гитару» из репертуара Мильвы, «Марину» из репертуара Клаудио Виллы, потом — «Ке-ля-ля»... А дальше — греческую песню из кинофильма «Грек Зорба» и греческую «Прелестные соседки»... Зрители словно перенеслись в средиземноморский мир и окунулись в стихию любви...
В след за попурри из тирольских и немецких песен зрители услышали японскую песню «Наедине с рюмкой сакэ», и как бы оказались в Стране восходящего солнца...
Язык любви, на котором пел Анатолий Шамардин, «понятен душе без перевода», как сказал поэт.
Спел он и несколько русских песен-ретро, которые вызвали у зрителей приятную ностальгию по прошлому — «В городском саду играет духовой оркестр», «Утомленное солнце»...
Из песен своего сочинения он исполнил песню на мои стихи «Сон под пятницу»... Грустные, нежно-романтические песни переплетались с веселыми, быстротемповые — с медленными...
Шамардин очаровал и покорил слушателей и красивым пением, и своим расположением к ним, и они изо всех сил аплодировали ему и кричали «Браво!».
Когда Анатолий уже откланивался, его попросили спеть что-нибудь на «бис», и он исполнил ритмичную греческую песню «Поговори со мной». Самые озорные и веселые зрители принялись танцевать...
Концерт прошел с очевидным успехом. Он запомнится всем, кто там был, и войдет в историю Клуба МВД и нашей музыкальной культуры.
Нина КРАСНОВА