«Годы летят стрелою…», «Вот новый поворот…», «Однажды мир прогнется под нас…» — вот только несколько песен, сразу вспоминающихся при имени Андрей МАКАРЕВИЧ. Конечно, это далеко не всё. Макаром (так любовно называют его преданные поклонники) написано несколько десятков песен, неизменно сопровождающих нас на протяжении более чем двадцати лет. Это песни, которые поют в компаниях под гитару.
Песни, которые мурлычут себе под нос. Песни, которые слушают, чтобы поднять себе настроение. Но, как любой талантливый человек, Макаревич проявляет себя не только в музыке, но и во многом другом. Он занимается живописью, литературой. В престижных залах Москвы не раз проходили выставки картин Макаревича, а его поэзия была отмечена специальной премией Союза журналистов. Последняя книга Макаревича, выпущенная не так давно, называется «Мужская кулинария» и посвящена, как нетрудно догадаться, именно кухне. Для этого человека словно нет никаких ограничений.
— Андрей Вадимович, вы окончили архитектурный. Можно ли сказать, что получили музыкальное образование, потому что архитектура это застывшая музыка? И есть ли дома, спроектированные архитектором А.В.Макаревичем?
— Я получил художественное образование, которое имеет отношение к искусству вообще. Но это касается и музыки, и литературы, и графики, и вообще чего угодно, потому что законы гармонии едины для всех видов искусства. Этому нас учили хорошо. Как архитектор участвовал в проектировании драмтеатра в Новгороде.
— Да, даже подумать страшно, как давно все это было. А недавно вы отметили юбилей — 55 лет. Это был «грустный праздник» или радостный?
— Не грустный и не радостный, да и вообще по большему счету не праздник. А так, обязаловка
— А не хотелось?
— Не то чтобы совсем не хотелось, но… я люблю всё это делать вне всякой связи с
— То есть все эти юбилейные игры противоречат вашей внутренней свободе?
— Совершенно верно. Я вынужден в дни рождения выключать телефон, хотя понимаю, что некрасиво поступаю по отношению ко многим людям, которые искренне хотят меня поздравить, но я физически не могу в тридцатый раз выслушивать, как мне желают здоровья. Мне становится от этого плохо. Поэтому юбилей я справляю в узкой компании своих друзей.
— Что касается внутренней свободы, раньше вам можно было звонить на мобильный или домашний, а сейчас вы обзавелись секретарем, и все отношения с миром идут через него.
— Если бы это было так! Пресс-атташе, поверьте мне, я завел не от хорошей жизни, это просто необходимость, таковы реалии времени. Это ведь с ума можно сойти, сколько у нас развелось газет и журналов. И всем от меня постоянно нужны
— Как вы думаете, если бы Андрей Макаревич, живший 20 или 30 лет назад, увидел Андрея Макаревича сегодняшнего, он остался бы доволен или был бы разочарован?
— Я стараюсь не задавать себе таких вопросов, а размышлять о вещах реальных. У меня нет ни времени, ни желания заниматься
— У вас замечательная песня про кошку, которая гуляет сама по себе. Мне кажется это и про вас…
— Но тогда я, скорее, сравнил бы себя с котом. Между прочим, в оригинале у Киплинга — это не кошка, а кот, который гуляет сам по себе, и причем, заметьте, окраска совсем другая.
«Рецепты как ноты»
— Незадолго до юбилея вышла ваша новая книга «Мужская кулинария». Скажите, чем мужская кулинария отличается от женской?
— Я думаю тем же, чем мужчина отличается от женщины. Это совершенно разные животные. Наборы продуктов тут совершенно не важны. Важно, чтобы еда была правильной, то есть такой, в которой присутствует гармония, хотя словами объяснить это практически невозможно.
— Вы оказались в неплохой компании. Не так давно вышла книга рецептов Юлии Высоцкой, затем Бабкиной. Чем ваша книга отличается?
— Я уверен, что отличается принципиально. Все книги, которые вы перечислили, — это сборники рецептов. Я ненавижу сборники рецептов. Это, мне кажется, совершенно тупиковый путь. Нельзя научить играть человека, подсунув ему ноты. Рецепты — это те же ноты. Это знаете, как все пиликают на скрипке, только один — Паганини, а другой Пупкин. Хотя ноты одни и те же. Я предлагаю научиться импровизировать, почувствовать себя свободно: забудьте про рецепты, включите свои ощущения.
«Сына не укачивал»
— Долгие годы вы были холостяком, несколько лет назад женились. Не жалеете о холостяцкой свободе?
— Женился я, надо сказать, в третий раз и совершенно ни о чем не жалею, все происходит тогда, когда должно произойти.
— Ах, как было бы здорово, если бы всегда и у всех было так!
— За всех, конечно, не скажу, но у меня всегда так. Моя супруга визажист, причем очень высокого класса. Постоянно участвует в съемках рекламы, работает с моделями, сотрудничает с разными телевизионными программами, и я ею очень горжусь.
— У вас трое детей, вы считаете себя хорошим отцом?
— Я стараюсь. Во всяком случае, когда сын стал чуть постарше и посамостоятельнее, я его начал брать во все путешествия. Когда мои поездки совпадают с его каникулами.
— А когда он был маленьким, вы им занимались? Скажем, укачивали?
— Укачивать не укачивал, но по магазинам носился, разыскивал все эти смеси, памперсы, которые тогда были большим дефицитом…
— Сейчас сын уже сыграл Пущина в фильме «1812», снялся в «Иване Грозном». Как вам его достижения?
—
— Что у вас с телевидением? Звонил на Первый канал, и мне сказали, что там у вас сейчас ничего не идет, кроме «Смака», в котором вы являетесь художественном руководителем.
— Я являюсь президентом телекомпании «Наш взгляд», которая производит помимо «Смака» «Исторические хроники со Сванидзе», исторический сериал «Кто мы?», а также большое количество документальных фильмов. Но «Смак» — наша основная продукция, потому что благодаря ей мы и существуем.
— Неужели «Смак» приносит больше доходов, чем «Исторические хроники»?
— Значительно.
— В одном из интервью вы сказали, что передачу «Смак» считаете одним из самых своих рок-
— Дело в том, что видимая свобода музыканта на сцене на самом деле это совершеннейшая несвобода, потому что есть очень большая опасность стать рабом своего сценического образа. А заядлые фанаты и поклонники любят тебя очень злой любовью и хотят видеть только в том виде, в котором хотят. С горем и печалью я смотрю на некоторых рокеров, которым уже под 50, а они всё ходят в проклепанных курточках, звеня цепочками. Я же всегда считал себя свободным человеком и оставлял за собой право поступать так, как считаю нужным. Очень хорошо представляю, как некоторые апологеты рок-
— На ваших песнях выросло несколько поколений, для которых вы были гуру, одним из кумиров, сформировавших их мировоззрение. Вы не боитесь, что, увидев вас в качестве ведущего «Смака», они были разочарованы?
— Это их проблемы. Я никому в гуру не навязывался, мне гораздо ценнее и интереснее человек, который меня воспринимает без излишнего осатанения, моления и фанатизма. Я никогда не изображал из себя пророка, так что если
— Тогда непонятно, почему же вы ушли из передачи.
— «Смак» — это дитя любви, я занимался им больше десяти лет с огромным удовольствием, но в
«Деньги — это следствие, а не цель»
— Группа «Машина времени» существует очень давно. В чем секрет такого долголетия?
— Если бы существовал
— А то, что и у вас, и у ваших ребят есть другие проекты, не мешает?
— Нисколько, может быть, поэтому и держимся.
— Как вы относитесь к современной российской музыке?
— Самым непосредственным образом — мы ее делаем. Хотя если попытаться оглянуться вокруг, то у меня такое ощущение, что нашу публику перекормили музыкой, к сожалению, не очень качественной. Из того, что появилось в последние годы,
— Несколько лет назад был проект «Андрей Макаревич представляет», в котором вы с Кутиковым как продюсером выпускали альбомы заинтересовавших вас молодых групп. Он продолжается?
— Время от времени появляется
— Но это не коммерция?
— Совершенно нет, дохода этот проект не приносит никакого.
— Бизнесом вы занимаетесь в другом месте и в другое время?
— Нет, я вообще никаким бизнесом не занимаюсь.
— Погодите, но разве то же телевидение и музыка для вас не бизнес?
— Телевидение для меня не бизнес, а возможность реализовать
— Но, с другой стороны, и то, и другое — это ваш основной источник доходов.
— Но это следствие, а не цель. Точнее, одно из побочных следствий, а еще есть и другие. Деньги, конечно, важны, они определяют твою степень свободы и нужны настолько, насколько ты можешь о них не думать. Мне хватает денег, чтобы чувствовать себя свободным.
— А социальный статус, узнаваемость, пиетет?
— С пиететом к человеку относятся не
Владимир Ааппель