Андрей МАКСИМОВ очень серьезный, порядочный и верующий человек. При этом он с легкостью совмещает несколько амплуа — телеведущего, драматурга и режиссера. Да и сами книги Максимова весьма не похожи друг на друга. Например, не так давно у него вышли роман о любви «Карма» и «Многослов. Книга, с которой можно разговаривать», а перед этим он выпустил в свет книгу… сказок — «Сказки для тебя».
— Андрей, давайте поговорим о вашем родительском доме. Начиная с какого возраста, вы себя помните?
— Моя потрясающая мама рассказывала про меня массу историй. Такое количество, что я уже не понимаю: то ли сам я это помню, то ли мне рассказывали. Но у меня ощущение, что помню, как я пошел. Сначала, как и положено будущему телеведущему, я научился разговаривать, а потом ходить. Я сидел на руках у мамы и говорил, что я — «Андей Макович Макимов», а ходить еще не мог. А научился ходить на даче, мне был год с лишним. Я аккуратно и со страхом обходил все лежавшие на земле палочки, корни больших деревьев, и папа, заботясь, чтобы ребенок не упал, предложил: «Давай, все корни обрубим?». На что мама ответила: «Но деревья же упадут!». Папа так меня любил, что не подумал об этом.
— Когда вы почувствовали себя взрослым?
— Вы знаете, я никогда себя не чувствовал взрослым. И до сих пор, когда сыновьям приносят какие-нибудь игры, я им невероятно завидую. Хоть и неудобно, но так хочется в пешки поиграть. Вчера смотрю, как там здорово: на компьютерном поле бегают футболисты! Мне очень хотелось самому понажимать на кнопочки.
— А кого из школьных учителей с наибольшим теплом вспоминаете?
— У нас была замечательная учительница по литературе, правда, она всего год проработала. В девятом классе, когда мы проходили Тургенева, она сказала: «
— В вашей книжке «Многослов…» есть слово «образование». Что такое образование?
— Образование — это возникновение человека. Вот если школа работает так, что возникает человек, то это — хорошая школа. Если школа работает так, чтобы человек только зубрил, то он «возникает» тогда в других местах — во дворе или подворотне, и это — плохая школа.
Моему младшему сыну 10 лет, прошлым летом он прочел «Пиковую даму» и «Дубровского» — и был в восторге. Оказалось, что «Пушкин — хороший писатель!» А раньше он этого не знал, потому что его все время заставляют учить Пушкина наизусть, и это вызывает протест. Его возмущает, что для каждого класса Пушкин что-нибудь написал! И поэт так идет и идет через всю жизнь, его надо учить и учить. А тут вот ребенок прочитал, и очень ему все понравилось. И мы беседовали с ним по поводу азартных игр на примере «Пиковой дамы»…
— Что, на ваш взгляд, плохо в нашей системе образования?
— Наша система образования главным образом сориентирована на учителя. Все делается так, чтобы учителю было удобно оценивать ученика. А ЕГЭ, которое сейчас введено, — это, мне кажется, просто такой последний намогильный камень на наше образование.
— Подозреваю, что будущее ваших сыновей уже определено? Ведь с таким папой им совсем несложно будет хорошо устроиться на телевидении.
— Мне неоднократно приходилось отказываться от приглашений в адрес сыновей на телевизионные съемки. Потому что я видел трагические судьбы тех, кто в детстве становился знаменитым, а потом — ничего. Я твердо уверен, к популярности и славе человек должен идти сам. Так что профессию мои сыновья должны выбрать без меня. И только тогда (при условии, что у них будет
Много слов
— Мы уже говорили о вашей книге «Многослов…», которая непохожа на все прочие ваши издания. Как она появилась на свет?
— На одной презентации
— А вы, насколько я знаю, готовы им в этом помогать — и не только с помощью книги, но и в радиопередаче на «Русской службе новостей», которая тоже называется «Многослов». Когда ее можно услышать?
— Передача идет по субботам, ее ведет замечательная журналистка Марина Хилькевич. И мы с ней в прямом эфире говорим как раз обо всех этих важных словах. У нее на столе стоит приборчик, а на нем — три лампочки, обозначающие количество поступающих в студию звонков. Так вот, все три лампочки на приборе во время нашего разговора горят всегда! Честно говоря, затевая передачу на радио, я побаивался. Думал, что мне могут сказать: мол, кругом кризис, сектор Газа бомбят, Украина газ ворует — а вы говорите о значении слов «альтруизм» и «эгоизм». Неужели больше не о чем поговорить?! Но пока таких претензий не поступало.
— И это, наверное, очень приятно…
— Конечно! Я начинаю радостно думать, что книжка вышла в очень удачное время. Сейчас все умы занимает кризис. А что такое кризис? Это период, когда люди, прекратив гонку по жизни, останавливаются перед неким препятствием.
— Будет ли у «Многослова» продолжение?
— «
О любви и рынке
— Совсем недавно в книжных магазинах появился ваш новый роман «Карма». Он родился, потому что…
— Потому что мне захотелось написать роман о любви. И заодно поразмышлять о том, какую роль она играет в современной жизни. Сама любовь одинакова и в каменном веке, и в компьютерном. Но мир на месте не стоит, и роль любви меняется.
— Вам нравится, какую роль любовь играет сегодня?
— Нет. Сегодня мы к любви относимся просто ужасно — потребительски, без романтизма. И, что самое грустное, считаем это нормальным. Например, я недавно огорошил свою знакомую, сказав ей, что деньги надо тратить на женщин и детей — то есть на тех, кого любим. А она назвала меня несовременным и заговорила о недвижимости, автомобилях…
— И вы своей книгой хотите это отношение переломить?
— Ничего переламывать я не хочу. Я — глашатай: моя задача — выйти на площадь и заорать. Я рассказываю историю, и мне важно, чтобы она была интересной человеку. Чтобы он ее прочел и, возможно,
— Поговорим о телевидении. Помню, в одной из газет был опубликован отрывок из вашего романа «Посланник», в котором описывается, как некоторая телекоманда снимает репортаж с Голгофы. И этот фрагмент был наполнен таким скепсисом, если не сказать презрением, по отношению к телевидению, что с большим трудом верится, что написан телевизионщиком. Неужели вы в душе презираете свою работу?
— Телевидение бывает разным. Скажем, существование Познера и его программ убеждает меня в том, что
— То есть рынок, воцарившийся в «Останкино», наше телевидение испортил?
— Нет, это не так. Наоборот, везде, где дают возможность развернуться рынку, сначала наступает хаос, а потом — порядок. К сожалению, на телевидении рынку появиться не дали.
— Как это — «не дали»?
— Ну о каком рынке может идти речь, если у нас только одна компания, держащая всю телерекламу в своих руках, только одно агентство, определяющее телерейтинги? Какой же это рынок, если несколько лет назад телевидение принадлежало трем-четырем олигархам, которые с помощью своих телеканалов боролись между собой? А теперь оно постепенно возвращается в руки государства, которое также рассматривает его как средство пропаганды. В таких условиях рынок просто невозможен. Да и вообще на нашем телевидении нет не только рынка, но и элементарного порядка.
— Кстати, если говорить о рыночных отношениях и порядке, я слышал, что ваши собеседники, желая попасть в «Ночной полет», постоянно вам предлагают взятки…
— Не постоянно, но несколько раз такое было.
— Вы брали или отказывались?
— Разумеется, отказывался. Вообще очень странный вопрос человека XXI века: почему вы не берете взятки? В замечательном фильме «Чужие письма» учительница, когда подопечная спрашивает ее, почему нельзя читать чужие письма, говорит, что просто нельзя — и все. И тут — то же самое, наверное, так меня воспитали родители. Может быть, еще дело и в том, что для меня зарабатывание денег не является главной целью. Если бы я думал прежде всего о деньгах, наверное, не работал бы на телевидении.
— Другая ваша программа, выходящая на «России» — «Дежурный по стране». Она выглядит примерно так — вы произносите короткую фразу, а Михаил Михайлович встает и начинает говорить, говорить, говорить… Интересно, это импровизации или вы заранее обговариваете с ним темы?
— Это импровизация Жванецкого. Я не хочу рассказывать технологию производства программы — это наше внутреннее дело. Вряд ли зрителям нужна наша кухня. Зрителю должно быть интересно, что происходит в кадре, а если он начинает интересоваться тем, что остается за кадром, значит, передача плохая.
— Думаю, всем интересно, каков Жванецкий за кадром.
— За кадром мы практически с ним не общаемся. Ощущение, что мы близкие друзья, не совсем соответствует действительности. Мы делаем одно дело, встречаемся перед съемкой и расходимся после. Я никогда не был у него в гостях, а он у меня. Когда мы случайно встречаемся в
— Неужели нет стремления и человеческого интереса друг к другу?
— Мы общаемся с ним каждый месяц, обсуждаем массу вопросов. И мне кажется, что это более чем достаточно. К тому же мы люди разных поколений.
— Телевидение, книги, театр… Получается, что ваша жизнь расписана по минутам. Интересно, какая сила движет вами и заставляет приносить себя всего в жертву этой суете?
— Я занимаюсь тем, что доставляет мне огромное удовольствие: вести передачи, ставить спектакли, сочинять пьесы. Просто мне это нравится значительно больше, нежели
Александр Славуцкий