Есть в истории философии одно известное «пари». Связывают его с именем Блеза Паскаля (1623-1662). Для тех, кто, возможно, забыл: это великий французский учёный — физик и математик (вспомним закон Паскаля из школьного курса физики и единицу измерения давления в системе СИ), — а также философ, считающийся одним из предшественников (пусть и очень отдалённых) экзистенциализма.
Блез Паскаль. Источник: commons.wikimedia.org
Суть пари Паскаля заключается в оправдании этики, базирующейся на религиозных нормах, исходя из предположения о возможном существовании «загробного мира».
Допустим, вы атеист. Но вы можете предположить — чисто гипотетически — возможность того, что с физической смертью существование не заканчивается…
И тут вас ловят в ловушку своеобразной «win-win ситуации». Вам пытаются доказать, что если вы примете морально-этические нормы религии и будете поступать согласно им (а не предаваться, как говорил герой одного советского фильма, «излишествам всяким нехорошим»), то вы в любом случае ничего не потеряете, зато можете что-то приобрести.
«Пари Паскаля» «заточено» под христианство, но думается, что, как философскую парадигму, его можно распространить почти на любые религии, во всяком случае, такие, в которых постулируется наличие «сверхъестественных сил», «загробной жизни» и «посмертного воздаяния».
Для удобства будем пользоваться классическим вариантом — «пари Паскаля» в его канонической, христианской интерпретации.
Допустим, бог есть. И есть загробная жизнь, а также суд после смерти, на котором вы будете судимы, исходя из того, насколько следовали кодексу поведения, установленному религией. Если вы ему следовали, то можете заслужить очень многое — место в раю, блаженство и все прилагающиеся плюшки бонусы для доброго праведника. Если же вы в земной жизни вели себя плохо (пьянствовали, распутствовали, вольнодумствовали, всё вместе — в общем, не следовали религиозным «заповедям» и нормам), то судьба ваша в загробной жизни будет незавидна. Не видать вам спасения, как своих ушей, а ждут вас вечные мучения там, где «мрак и скрежет зубовный».
Теперь другой вариант. Допустим, что бога и загробной жизни не существует вовсе. Допустим, что всё это обман и с физической смертью ваше существование прекратится. Да, в этой ситуации вы не приобретёте обещанных религией посмертных благ, но вы и ничего не потеряете, если будете следовать религиозной этике при жизни, даже предполагая, что она основана лишь на миражах и выдумках. Почему? Потому что религия даёт некоторый фундамент для правильной (даже праведной!) жизни, на основе которого можно построить достойное существование в этом мире. Да, ни черта не получите после смерти, — так зато хотя бы эту жизнь проживёте хорошим и приличным человеком…
А теперь в дело вступает убеждённый гедонист и «разворачивает» «пари Паскаля» на 360 градусов.
Зачем жертвовать удовольствиями, которые стигматизирует христианство? Зачем отказываться от так называемого «греховного» образа жизни, если он приносит наслаждение, в угоду потусторонним призракам и миражам?
Допустим, бог есть, говорит себе гедонист. Допустим, христиане правы и я действительно могу понести наказание на «том свете», если буду вести какой-то неправильный (с их точки зрения) образ жизни. Но ведь это недостоверно. А что, если всё это действительно выдумки и никакой загробной жизни не существует?
Тогда я потеряю всё. Потому что и в этой жизни откажусь от радости и смысла в виде дорогих моему сердцу удовольствий, и в той жизни не получу ничего за свой отказ, потому что никакой «той жизни» просто не существует. И чего тогда будет стоить серая и безрадостная жизнь, проведённая в ненужной аскезе и «умерщвлении плоти»?
Земная жизнь с её удовольствиями доступна здесь и сейчас. В той мере, в какой нам эти удовольствия доступны. В то время как нам неведомо, что нас ожидает «там». Если вообще что-либо ожидает… Поэтому не было бы более логичным и достоверным строить свои рассуждения на основе уже имеющихся фактов, а не призрачных надежд?
Вот такое получается анти-«пари Паскаля». Какую сторону принять (если нужно принимать какую-либо сторону) — каждый решает сам.
А Смерть рассудит, кто был прав…
Дмитрий Манченков