Уже который день в новостных лентах — имя Архипа Ивановича Куинджи. Напомним: его картину «Ай-Петри. Крым» украл из Третьяковской галереи 32-летний Денис Чуприков. Преступника задержали, картину вернули, а мы решили напомнить вам о жизни и творчестве одного из самых загадочных русских художников XIX века.
Ай-Петри. Крым. 1908 г.
Куинджи родился в бедной семье сапожника-грека в Мариуполе. Рано потеряв родителей, мальчик не сумел даже окончить школу, но с упорством занимался самообразованием и постоянно рисовал.
Талант Архипа оценили не сразу. Еще юношей он ездил в Феодосию к знаменитому маринисту Ивану Константиновичу Айвазовскому, прожил там некоторое время и занимался живописью под руководством ученика и копииста художника Адольфа Фесслера. Однако сам мастер морских пейзажей невысоко оценил творчество молодого человека: доверил ему лишь тереть краски и однажды покрасить забор.
Затем были две неудачные попытки поступить в Академию художеств в Петербурге, получение званий свободного художника и классного художника, творческие искания под влиянием работ Айвазовского и идей передвижников.
Иван Николаевич Крамской. Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи. 1870
Удивительна история его жизни и любви. Двенадцать лет прошло с момента знакомства Архипа Куинджи и Веры Шаповаловой, прежде чем они обвенчались. Для художника это были трудные годы, но его вдохновляли слова Веры: «Я люблю вас и буду ждать».
Они встретились в родном для обоих Мариуполе. Вера была дочерью богатого купца, Архип – начинающим живописцем без гроша в кармане. Случайно оказавшись в доме Шаповаловых и увидев Веру, Архип попросил у девушки разрешения написать её портрет. Так началась их дружба. Отец Веры, недовольный тем, что дочь проводит много времени с нищим художником, спросил её, не собралась ли она за него замуж? Девушка ответила: «Если не за Архипа, то только в монастырь». Шаповалов поставил Куинджи условие: принесёшь сто рублей золотом – Вера твоя. Для Архипа это была неподъёмная сумма. Он решил ехать в Петербург на заработки. Тогда-то Вера и дала ему слово ждать, сколько потребуется.
В столице художник провёл три года. Вернувшись в Мариуполь, вручил Шаповалову сумму, которую тот требовал. Но упрямый купец поставил новое условие: заработать ещё больше денег. Куинджи снова уехал в Петербург. Жил впроголодь, много работал. Только спустя ещё девять лет, в 1875 году, свадьба Архипа и Веры состоялась. После венчания Куинджи написал портрет жены. Её лицо на картине светилось любовью. А счастливый Архип Иванович с того времени творил один шедевр за другим.
Жили супруги скромно, хоть могли позволить себе многое: слава о Куинджи уже гремела по всему миру. Но они сознательно отказались от роскоши ещё во время свадебного путешествия. Тогда, по дороге на остров Валаам, корабль, на котором они плыли, едва не утонул, попав в шторм и напоровшись на подводную скалу. Пассажиры прямо с борта прыгали в спасательные шлюпки. Уже на берегу супруги пришли к выводу, что раз Господь сохранил им жизнь, они должны все свои силы направить на благие дела.
1. На острове Валааме. 1873; 2. Украинская ночь. 1876; 3. Север. 1879
Чета Куинджи занялась благотворительностью. Архип Иванович, чьи картины продавались по баснословным ценам, купил три дома в Петербурге и селил в них своих друзей. Бесплатно. Помогал коллегам и своим ученикам, когда стал преподавать в Академии художеств. Отправлял деньги неимущим и больным. Полмиллиона рублей завещал Обществу художников, которое основал. Вера Леонтьевна, равнодушная к бриллиантам и нарядам, поддерживала мужа во всём. Жалела только об одном: в семье не было детей. И с материнской заботой относилась к ученикам мужа.
Куинджи написал завещание, которое шокировало многих его друзей. По их мнению, Вере Леонтьевне назначалась весьма скромная пенсия, а на благотворительность были пожертвованы огромные суммы. Архип Иванович даже стал сомневаться, верно ли он поступил. Но Вера Леонтьевна развеяла его сомнения, напомнив мужу, что все решения они принимали вместе.
Куинджи скончался в 1910 году. Супруга пережила его на десять лет. Она умерла в революционном Петрограде.
Самые известные шедевры мастера: «На острове Валааме», «Ладожское озеро», «Украинская ночь», «Север», «Березовая роща», «После дождя». После них о пейзажисте заговорили не только в России, но и за рубежом. Например, Павел Михайлович Третьяков высоко ценил и покупал его работы. Французский критик Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность».
Ночь на Днепре. 1882. Повторение-вариант картины «Лунная ночь на Днепре»
В Товариществе передвижников, куда художника приняли в 1875 году, Архипу Ивановичу «было тесно». Он шагнул в своем творчестве далеко вперед: переработал существовавший на тот момент опыт создания пейзажей, использовал открытия импрессионистов и собственные новаторские приемы, основанные на новейших достижениях физики и химии тех лет.
Выйдя из Товарищества в 1880 году, Куинджи решился на смелый шаг — устроить выставку одной картины: «Лунная ночь на Днепре». Художник тщательно подошел к делу и провел, как мы сказали бы сейчас, настоящую PR-акцию. Еще до завершения картины пейзажист начал пускать желающих в свою мастерскую на несколько часов по воскресеньям, чтобы они оценили работу. Он заранее анонсировал выставку в печати и рассказал прессе, что полотно уже приобрел за баснословную сумму — пять тысяч рублей — великий князь Константин Константинович Романов.
Днепр утром. 1881
Сама выставка была открыта в Обществе поощрения художеств осенью 1880 года. По всей Большой Морской улице в Петербурге тянулась очередь экипажей. В ожидании прохода публика длинным хвостом стояла на лестнице и по обеим сторонам тротуара. В просторном помещении с задрапированными окнами экспонировался один небольшой пейзаж. Лунный диск на картине выделялся направленным светом от лампочки Яблочкова. Люди входили в полутемный зал и останавливались, завороженные тихим свечением луны. От картины, казалось, исходит сияние, и некоторые гости даже пытались заглянуть за полотно, чтобы найти там спрятанный источник света. Уже тогда начали ходить легенды о «лунной краске» Куинджи. Одни говорили, что он рисует через цветные стекла, другие утверждали, что мастер подкладывает перламутр.
Пейзаж. Степь. 1890–1895
После нашумевшей выставки Куинджи продемонстрировал взыскательной публике еще две свои картины: «Березовая роща» и «Днепр утром». А потом замолк на тридцать лет. Лишь однажды, в 1901 году, он показал несколько работ у себя в мастерской ученикам и близким друзьям. До сих пор никто не может точно сказать о причинах затворничества мастера, продолжавшего создавать свои уникальные картины за закрытыми дверями.
Куинджи всю свою энергию «золотого мастера» живописи отдаёт обучению молодых художников. И не только энергию — Архип Иванович финансово их содержит, выручает, премии для самых талантливых учреждает. Есть трогательное свидетельство отеческого служения Куинджи своим ученикам, необычно деликатное свидетельство — картина Ивана Владимирова «На крыше. Куинджи кормит голубей».
Незадолго до ухода из жизни Куинджи, в 1909 году, по инициативе его друзей и учеников было основано общество, которое носило имя художника. Архипу Ивановичу хотелось объединить и поддержать молодых и талантливых живописцев. Пейзажист пожертвовал обществу 150 тысяч рублей и имение в Крыму, завещал свой капитал и картины.
«Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни», — говорил о мастере его ученик Николай Константинович Рерих.
Именно члены общества Куинджи в 1913 году организовали в Санкт-Петербурге самую масштабную посмертную выставку работ пейзажиста, которая год спустя была представлена в Москве. Впервые публика увидела не только знаменитые полотна живописца, но и большое количество картин и эскизов, написанных художником в годы затворничества.
Семён Борисов,
по материалам открытых источников