«В альбоме будут как традиционные для группы песни, так и несвойственные «Арии», - рассказал в интервью «Нашему радио» вокалист группы Михаил Житняков. «По словам музыкантов, этот релиз получился во многом экспериментальным». Я перечитал эти предложения раз десять. Включил альбом. Выключил альбом. Снова перечитал. Полез на сайт «Арии» проверить, не уволен ли вокалист Житняков. Информацию об увольнении не нашёл, зато нашёл ту же цитату. Значит, это не самодеятельность самого молодого участника группы, значит, старшие товарищи делегировали ему право озвучить эту необычную и несвойственную «Арии» информацию об «экспериментальности». Ну не будут же Владимир Холстинин и Виталий Дубинин с их давно устоявшимися вкусами и музыкальными привычками всерьёз рассуждать о каких-то там экспериментах. Да кто им поверит-то?
Возможно, самим идеологам «Арии» показалось, что в своём тринадцатом альбоме «Проклятье морей» они были чуть более открыты новым веяниям, чем обычно. Но слушателям, ценящим группу именно за неизменную верность идеалам «классики металла», не следует беспокоиться, перечитывая цитату Михаила Житнякова. Все элементы творчества «Арии» (в том числе и звонкий вокал Житнякова) на альбоме налицо и складываются во вполне привычный пазл. Песни «Гонка за славой», «Эра Люцифера» и большинство остальных начинаются с привычных риффов, знакомых старожилам ещё по затёртым кассетам конца 80-х. Фирменный саунд - для «Арии» и «арийских» поклонников это не пустой звук.
Ещё один фирменный знак - кропотливая работа над альбомами: «Проклятье морей» вышло через четыре года после предыдущего номерного диска «Через все времена». Очевидно, что «арийцы» крайне внимательно относятся к смыслу текстов, предъявляя серьёзные требования к постоянным авторам - Маргарите Пушкиной, Александру Елину, Игорю Лобанову (ещё один текст написал дебютант Владислав Тарасов). Что касается музыки, то композиторами на сей раз побывали все участники группы, кроме барабанщика Удалова.
Итак, все привычные рецепты были использованы, и что же получилось в итоге? Крепкий и профессиональный альбом «Арии», в котором придирчивый рецензент принялся искать песни, которые запоминались бы и брали за душу, как... ну путь не как «Воля и разум» или «Улица роз», а хотя бы как «Обман» («Это всё обман, что он был самым добрым царём, это всё неправда - он правил огнём и мечом»). Поиски оказались не слишком успешными - есть красивая баллада «Пусть будет так» авторства Житнякова и Дубинина, а боевики и среднетемповые композиции выглядят какими-то слишком шаблонными, что ли. В «Убить дракона» присутствует довольно отважный по нынешним временам текст («Тиран, как все, не вечен, и развеян прах, великий миф развенчан о прекрасных днях рассвета. И снова игры с властью, снова бой за трон, и людям призрак счастья дарит новый дракон»), но не слишком яркая мелодия. Есть также 12-минутная песня «Проклятье морей», ставшая самой продолжительной в аудиоистории «Арии», но и она относится скорее не к творческим успехам, а к достижениям в спортивной форме и выносливости музыкантов.
Алексей Мажаев, InterMedia