Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Артуру Конану Дойлу исполняется 160: тайны его любимого романа

Правила супружеской жизни от автора Шерлока Холмса

22 мая исполняется 160 лет со дня рождения сэра Артура Конана Дойла. Доктор, спиритуалист, человек, вхожий в масонские ложи, он оставался рыцарем не только по званию, но и по стилю жизни. Писатель известен всему миру как создатель образа Шерлока Холмса. История сыщика с Бейкер-стрит входит в Книгу рекордов Гиннесса по количеству экранизаций — их более двухсот пятидесяти. Однако мало кто знает, что сам Конан Дойл недолюбливал принесшего ему славу Шерлока, а больше всего ценил свой роман «Дуэт в сопровождении случайного хора», написанный в 1899 году. Впервые на русский язык эту книгу перевели только в начале 1990-х, а полный перевод вышел и вовсе лишь в 2008-м. Что же особенного в этой трогательной и милой истории о супружеской жизни? Попробуем разобраться.

Артуру Конану Дойлу исполняется 160: тайны его любимого романа

фото: en.wikipedia.org
 

«Дуэт в сопровождении случайного хора»

Предваряя свой роман, Артур Конан Дойл сравнивает все супружеские пары с двухвесельными лодками, которые отправились в путь по безбрежному океану жизни. Исполненные самых лучших надежд и светлых ожиданий, они часто забывают, что большая вода чревата рифами и песчаными мелями, потому хрупкое суденышко молодой семьи может потерпеть крушение. Как же избежать этих роковых ошибок и построить гармоничные отношения?

Рецепт Конана Дойла прост и прекрасен одновременно: слышать друг друга. В романе «Дуэт в сопровождении случайного хора» недавние молодожены Фрэнк и Мод совместными усилиями составляют правила поведения для супружеских пар. Этот своеобразный кодекс из двадцати пунктов вполне можно применить и к современным семьям. Например, одно из его положений гласит: «Постоянное взаимоуважение совершенно необходимо для постоянной взаимной любви». Или вот: «Дурные настроения проходят и никому не причиняют вреда. Никогда не будьте оба сердиты одновременно. Дождитесь, когда другой перестанет сердиться, — только тогда наступит ваш черед». Особенно любопытны рекомендации, касающиеся финансовых вопросов. «Во всех денежных делах постоянно готовьтесь к худшему и надейтесь на лучшее».

 

Однако, как проницательный читатель может догадаться, полностью соответствовать указанным нормам у персонажей романа не всегда получается. Они ругаются по пустякам, болезненно реагируют на ироничные замечания друг друга да и вообще совершают массу глупостей и несуразностей. Неизменным остается только одно — любовь, искренняя и настоящая. Воплощением ее становится глава «Признания» — пожалуй, самый уморительный эпизод книги. Мод интересуется у Фрэнка, любил ли он кого-то до нее. Тот сначала пытается уйти от этого разговора, но затем, понимая его неизбежность и видя настойчивость своей супруги, заявляет, что таких женщин было много, не меньше сорока, но Мод его сорок первая и последняя. Девушка, справившись с одолевшими ее эмоциями по поводу услышанного, не теряет возможности отыграться — и доводит мужа буквально до бешенства своим рассказом, который в конце оказывается шуткой.

— Фрэнк, я должна сказать тебе следующее. Если когда-нибудь замужняя женщина говорит своему мужу, что прежде чем она встретила его, она никогда не испытывала малейшего волнения при виде другого мужчины, — это будет ложь. Может быть, и есть такие женщины, но я их никогда не встречала. И не думаю, что они могли мне нравиться, потому что это должны быть холодные, сухие, несимпатичные, безжизненные натуры.

— Мод, ты любила кого-нибудь другого?

— Не буду отрицать, что я интересовалась — и даже очень сильно — многими другими мужчинами.

— Многими?

— Ведь это было прежде, чем я встретила тебя.

— Ты любила нескольких мужчин?!

— Конечно, большей частью чувство это было очень поверхностное. Любовь — понятие такое растяжимое.

— Боже мой, Мод, сколько же мужчин сумели внушить тебе подобное чувство?

 

— По правде сказать, молодая здоровая женщина увлекается почти каждым молодым мужчиной, которого она встречает...

Герои будто не верят своему счастью. Они настолько любят друг друга, что каждый из них сомневается, достоин ли он любви своего избранника. Незадолго до свадьбы Фрэнк внезапно впадает в жгучее отчаяние. Он предостерегает Мод от роковой ошибки и умоляет ее подумать еще раз, готова ли она связать свою судьбу с бедным помощником бухгалтера. А в первые месяцы супружества печаль одолевает Мод. Она увлекается книгой миссис Битон «О домашнем хозяйстве», думая, что сама она слишком плохая жена для такого хорошего мужа. Стремление быть лучшими друг для друга приводит персонажей романа к одной простой истине: их любовь ценна сама по себе, она не нуждается в глупых и неестественных шагах, а цветет тогда, когда каждый принимает себя и ближнего таким, каков он есть. Оттого их ссоры кажутся нелепыми и мелкими, а чувства прекрасны в своей непосредственности.

Конан Дойл показывает, как Фрэнк и Мод постепенно освобождаются от принятых стереотипов об идеальной супружеской паре, в которой женщина — искусная хозяйка, а мужчина — богатый и успешный джентльмен. Социальные условности мало волнуют героев, гораздо важнее для них взаимопонимание. «Так они сидели, эта неразумная молодая пара, всецело поглощенные собственным счастьем и нимало не сознавая, что эти тернии и розы любви — обычная дорожка миллионов и миллионов людских парочек, которая будет виться, доколе стоит мир. Летят в бездну бытия народы, сменяются династии, грандиознейшие революции в политике и промышленности потрясают человечество, и лишь интимная жизнь людей остается неизменной».

Книга «Дуэт в сопровождении случайного хора» не просто любовная история, в ней раскрывается и богатая на имена британская культура. Знаменателен эпизод, когда Фрэнк и Мод посещают Вестминстерское аббатство, где находится прах выдающихся деятелей Туманного Альбиона: Исаака Ньютона, Чарльза Дарвина, лорда Байрона, Чарльза Диккенса, стоят мемориальные памятники Уильяму Шекспиру и Роберту Бёрнсу. Особое внимание молодые люди обращают на покоящихся рядом королеву Шотландии Марию Стюарт и казнившую ее королеву Англии и Ирландии Елизавету I. Таким образом, аббатство выступает еще как символ единства Британской империи, где даже лютые враги нашли общий приют. Кровавые и прекрасные события прошлого — словно аллегория человеческой жизни, наполненной и небывалыми взлетами вдохновения и тяжелыми падениями в бездну.

Шерлок на экране

Увы, любимый роман Конана Дойла ни разу не был экранизирован. В отличие от рассказов о великом сыщике и его помощнике докторе Ватсоне (всего вышло шестьдесят). Кстати, свой первый рассказ из цикла «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойл опубликовал в 1891 году. Считается, что прототипом знаменитого сыщика стал знакомый писателя, известный хирург Джозеф Белл. Этот профессор Эдинбургского университета обладал невероятными умственными способностями и умел определять характер людей по мельчайшим деталям.

Но уже давно мистер Холмс живет в отрыве от своего создателя. Киноистории о мастере дедуктивного метода впервые появились в 1900 году. Короткометражный американский фильм «Озадаченный Шерлок Холмс» стал не просто дебютной картиной по рассказам Конана Дойла, но и вообще первым сохранившимся экранным детективом. С тех пор свои Шерлоки появлялись в Австралии, Люксембурге, Германии, Дании, Канаде, Украине, США, СССР, России и, конечно, Великобритании.

Его неуловимые перевоплощения в последних экранизациях поражают. Например, в недавно вышедшей японской версии с говорящим названием «Мисс Шерлок» в роли сыщика с Бейкер-стрит предстает дама. Действие картины перенесено в Токио, где отнюдь не меньше преступных загадок, чем в Лондоне. Разгадывать их главной героине помогает тоже доктор, недавно вернувшийся из волонтерской поездки в Сирию. Вот она, актуализация современности с помощью культового детектива.

Впрочем, задолго до японской феминизированной версии Шерлока Холмса в советском фильме «Мой нежно любимый детектив» не только сыщик, но и его верный напарник превратились в Шерли Холмс и Джейн Ватсон. Образы воплотили актрисы Екатерина Васильева и Галина Щепетнова. Сценаристом этой оригинальной экранизации выступил знаменитый Григорий Горин, а режиссером — известный правозащитник Алексей Симонов.

В свою очередь, Гай Ричи вовсю работает над съемками фильма «Шерлок Холмс 3». Две предыдущие ленты знаменитого британского режиссера, снятые по мотивам произведений Конана Дойла, имели большой успех, особенно первая часть. Актер Роберт Дауни-младший, своеобразно воплотивший немного чудаковатого сыщика, ведущего себя вовсе не по-джентельменски, получил премию «Золотой глобус» в номинации «лучшая мужская роль в комедии или мюзикле». Его партнер Джуд Лоу был номинирован на другую престижную кинонаграду — «Сатурн». Среди последних экранизаций настоящий прорыв совершил сериал «Шерлок» с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли. Его создатели не просто перенесли действие из девятнадцатого века в современную Англию, но и придали истории Конана Дойла нейропсихологическую интонацию. Новые технологии и способность разгадывать чужие мысли помогают герою распутывать самые невероятные преступления.

 

фото: кадр из видео
 

 

Однако, пожалуй, самым классическим мистером Холмсом стал актер Василий Ливанов, сыгравший детектива в цикле фильмов Игоря Масленникова. Неповторимый образ джентльмена с трубкой, остроумного, ироничного и невероятно обаятельного, полюбился не только отечественным зрителям. В 2006 году посол Великобритании в России Энтони Бретон вручил Ливанову знаки ордена Британской империи за лучшее воплощение Шерлока Холмса на экране.

Из досье «МК»

Кроме историй о Шерлоке Холмсе и книги «Дуэт в сопровождении случайного хора» перу Конана Дойла принадлежит множество романов, рассказов, повестей, научных трактатов и даже драматических произведений. Первый его рассказ — «Тайна долины Сесасса», появился в печати в 1879 м, тогда же вышел второй — «Американская история». Став бакалавром медицины, Конан Дойл не бросил литературный труд, а, напротив, еще с большим усердием приступил к работе сразу над несколькими романами — «Торговый дом Гердлстоун» (1890), «Тайна Клумбера» (1889). Неравнодушен создатель «Шерлока» был и к историческим сюжетам. Его романы «Приключения Михея Кларка» (1889), «Белый отряд» (1891), «Родни Стоун» (1896) затрагивают самые разные эпохи: Столетняя война XIV–XV веков, послереволюционные события в Англии XVII века, наполеоновские войны девятнадцатого. Большой резонанс вызвало у современников публицистическое свидетельство писателя «Преступления в Конго» (1909), рассказывающее о жестокостях колониальной политики. Неоднократно экранизировался его знаменитый роман «Затерянный мир» (1912). Конан Дойл активно интересовался спиритуализмом. Он написал на эту тему несколько романов и трактатов, а также книгу «История спиритуализма» (1926). Последним произведением писателя стал научно-фантастический роман «Маракотова бездна» (1929).

P.S. «Ты великолепен»

Артур Конан Дойл умер в 1930 году от сердечного приступа. Ему был 71 год. Последние его слова были обращены к жене: «Джин, ты была великолепна». То же самое благодарные читатели могут сказать и о самом сэре Артуре.

Александр Трегубов

Источник

317


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95