К записи концертного альбома Баста подошёл не совсем стандартно. Известно, что live-пластинки иногда полностью записываются в студии с компьютерным наложением шума ликующей толпы, а иногда компонуются из концертных записей с разных площадок. Выбор фрагментов для окончательной версии обычно обусловлен качеством звучания. Баста подошёл к этому процессу с другой стороны: он заранее наметил, в каком городе на маршруте гастрольного тура будет записана та или иная песня, и последовательно в течение двух месяцев собирал по одной композиции весь альбом. При этом строго соблюдался хронологический порядок: первая песня («Калифорния») записывалась первой в Самаре 19 октября 2019 года, вторая - пять дней спустя в Оренбурге и т.д. Финальный, 15-й трек был записан 21 декабря в Нью-Йорке, а уже через несколько дней концертный альбом выпустили в свет. В результате по трек-листу можно изучать географию, причём не только российскую: работа над «живым» диском велась также в Белоруссии, Канаде и США. Все места и даты чётко обозначены в списке песен.
Более того: широко известный подход «посмотрим, что получится, и, может быть, выпустим» к подготовке этой пластинки не применялся. Баста и Ко следовали первоначально намеченному плану, и в каждом городе зрители знали, что становятся частью этого проекта. Каждый трек начинается с реплики артиста «а сейчас мы запишем такую-то песню с «Дорожного» альбома». Судя по всему, эти вступления делались с расчётом на будущего слушателя диска, ибо для живого концерта их текст порой звучал странновато. Когда Баста говорит: «Сейчас мы находимся в городе таком-то», - может возникнуть ощущение, что он привёз с собой не только группу и аппаратуру, но и зрителей - иначе зачем напоминать аудитории, в каком она городе живёт. Но это шутка, конечно: публика была разной, что заметно даже по реакции на ту или иную песню. Наиболее бурной встречи удостоились «Выпускной» (честь громко петь припев досталась уфимским зрителям) и «Сансара», записанная с мощным хором минских поклонников.
Кстати, о шутках. В названии пластинки «Так и живьём» ощущается влияние ростовской школы каламбуров, хотя до бывших коллег по «Касте» Басте в этом смысле ещё далеко. Но вряд ли он будет стремиться догнать земляков: в остальном альбом как раз демонстрирует серьёзный и профессиональный подход. Достойный подбор песен, плотное концертное звучание, стилистические эксперименты, легко выходящие за рамки рэпа, - всё это свидетельствует об отличной гастрольной форме Басты и Ко и позволяет поклонникам в ожидании номерного альбома переслушивать в live-звучании лучшие номера с предыдущих дисков.
Алексей Мажаев