Блюз и шансон, на первый взгляд, не так уж отличаются. Первый описывает исход с плантаций, второй — из тюрем. Исход в поиске нового королевства. Это песни о заблудших душах, печалящихся, что ход в тридевятое царство им не открылся. Но это фишки XX века. В XIX веке тот же сюжет реализовал Жуковский через балладу «Кубок».
Сюжет такой. У короля есть дочь. Он созывает мужчин и говорит: я брошу в бездну окияна кубок, вы сигайте за ним — кто достанет, того награжу. Крутые мужики пасуют, но решается молодой паж. Он ныряет в бездну, сражается там с чудовищами и стихиями, а потом возвращается с кубком. Король его хвалит и сватает за дочь, но та говорит: да, но мне нужен не паж, а рыцарь. Тогда король бросает в бездну другой кубок: если паж вернётся и с ним, то он станет рыцарем. Паж ныряет. И дальше мы видим глазами королевны: волны, волны, волны, а его нет... и не будет.
История в этом следующая. Король очень хочет узнать свою дочь. Бездна — это её эмоциональная архитектура, мятежная девичья душа. Сам он это сделать не может. Он может это только через героя, который прыгнет в бездну внутреннего мира дочери. Тут-то и появляется молодой паж, который готов на всё.
Он справляется с задачей, налаживает связь с королевной. Но ей этого уже недостаточно. Она поняла, что такое мальчик. Но теперь ей нужен муж. И она обрекает его на второй прыжок. Причём она уже знает, что он не вернётся, и потому пробует отговорить. Но король и паж уже зарубились.
Паж ныряет и действительно не возвращается.
... Это тоже история про исход. Из пажеского корпуса. В поиске королевства, в надежде его обрести. Исход неудавшийся.
Василий Андреевич Жуковский эту балладу перевёл с немецкого.
Глеб Буланников