Рассвет такого культурного явления, как киберпанк, который со временем стал одним из самых популярных сеттингов, пришёлся на последнюю четверть XX века. Однако до сих пор мы нередко встречаем произведения — игры, фильмы, книги, созданные в этом жанре. Насколько киберпанк повлиял на развитие человечества и насколько наши технологии сейчас близки к кибернетическому будущему? Давайте разбираться.
Поводом для очередного бума этого жанра стал анонс игры «Cyberpunk 2077», которая создаётся по мотивам настольной ролевой игры, но речь пойдёт не о них.
Если проследить за киберпанком в киноиндустрии, то можно также отметить, что в последние годы выходят либо новые фильмы в этом жанре, либо ремейки и сиквелы старых: «Вспомнить всё», «Судья Дредд», «Бегущий по лезвию». Чтобы в художественном произведении киберпанк выглядел убедительно, без логических дыр, необходимо как следует проработать всю вселенную.
Окружающий мир киберпанка — это неоновые вывески, экраны с дополненной виртуальной реальностью, голограммы и другие вещи, которые светятся, подключены к сети и своей мощностью способны превратить ночь в день. Сами люди — помесь человека и машины: каждый второй в мире киберпанка может обладать кибернетическими имплантатами. Их костюмы по-футуристичному нелепы, но крайне удобны. Их оружие — смертоносная смесь лазеров и плазмы, которая не наносит рану, а сразу расщепляет.
Конечно, всё это несколько утрированная и шаблонная картина, но она как нельзя лучше рисует мир для людей далёких от сеттинга киберпанка.
В том, что фильмы, мультфильмы и игры про будущее в некоторой степени определяют развитие технологий — нет никаких сомнений. Либо у авторов очень хорошо обстоят дела с фантазией и интуицией, и они продумывают технологии на десятилетия вперёд.
Ещё в фантастических книгах писателей XIX века, к которым можно отнести Жюля Верна и его «Париж в ХХ веке» или Герберта Уэллса с его футуристичными рассказами, описание изобретений поражало ум. Переплюнуть их мог разве что Леонардо да Винчи, но этот гений заслуживает отдельного разговора.
Достаточно было в одном фильме засветить 2015 год (до которого на тот момент было около 26 лет), как человечество, начав в действительности приближаться к этой дате, решило пересмотреть ленту и позаимствовать некоторые изобретения. Успешно прошло с реализацией самошнурующейся обуви, а вот летающих скейтбордов, к сожалению, наштамповать так и не удалось. Да, как вы уже успели догадаться, речь идёт о серии «Назад в будущее». Хотя, стоит отметить, к киберпанку фильм имеет весьма посредственное отношение, зато как иллюстрация заимствований из фантастики — подходит идеально.
А что с настоящим киберпанком? Где можно встретить голограммы, светящиеся вывески и тысячи мониторов? Ну, например, в Японии — самой передовой стране в плане развития технологий (и это несмотря на преданность традициям), в Токио, а точнее в двух её районах: Акихабара и Сибуя. Если днём эти кварталы выглядят в точности, как некоторые улицы Москвы, то ночью этот центр развлечений становится точной копией городов из того же «Бегущего по лезвию». Не хватает только голограмм размером с дом, но, скорее всего, им тоже скоро найдётся место.
Помимо Японии «киберпанковские» красоты можно встретить и на Западе. Например, в США есть Лас-Вегас, Нью-Йорк и Вашингтон, которые местами в ночное время напоминают нечто футуристичное. А в Берлине находится Sony Center, который является одним из символов «новой» части этого замечательного города. Сияние и ночные вспышки этого величественного здания, которое принадлежит известно какой компании, также отдают нотками будущего.
В России вообще существуют определённые проблемы с архитектурой, тем более вне столиц. Питер явно в большей степени консервативный, чем футуристичный, Москва — также более известна и привлекательна своей исторической частью. К счастью, начиная с начала нулевых столица может похвастаться своим маленьким уголком киберпанка — «Москвой-сити». Конечно, с чем-то, напоминающим лазеры и голограммы здесь совсем туго, зато сама архитектура не может не радовать разнообразием и необычной формой.
С архитектурой и атмосферой разобрались, а что можно сказать по поводу наполнения? К сожалению, до того момента, когда каждый дом станет умным, а человека заменит робот, ещё далеко. Умные станции еле справляются с тем, чтобы не слить всю вашу личную информацию в сеть, а нечто похожее на роботов можно встретить лишь на научных форумах и выставках, где уже не первый год жестокие и суровые создатели Boston Dynamics избивают свои творения. У нас с роботами совсем плохо: на футбольное поле выбегают люди, переодетые в роботов, а в сфере обслуживания достойно со своей работой не справляются даже автоматы по продаже. Чем занимаются в Сколково — известно, так что в ближайшее время рассчитывать хотя бы на то, что хамоватых контролёров заменят роботизированные дружелюбные создания, не приходится.
Другое дело с кибернизацией самих людей: наука успешно идёт к тому, чтобы компенсировать всё то, чего человек был лишён природой. Сейчас на YouTube можно найти огромное количество роликов, где незрячие дети впервые видят свою маму, глухие впервые слышат голоса родных, и лишённые рук могут наконец-то взять и что-то подержать. Имплантаты становятся вполне обыденными вещами, если верить интернету, однако в реальности встретить их затруднительно. И если на Западе разработкой и бесплатным распространением кибернетических аналогов органов и частей тела может заниматься любая, даже не особо крупная компания, то в России на эти технологии как будто есть своя монополия.
Огромными цифрами, к сожалению, пока похвастаться не удаётся: вот 40 образцов из Сколково собираются раздать детям из Алтайского края, ещё 40 придётся на Удмуртию. Ещё одним крупным производителем является компания-разработчик, специализирующаяся исключительно на протезах — «Моторика». За всё время существования протезы с компенсацией достались всего лишь 680 людям. Прибавьте к ним те, что собираются раздать в регионах, и не выйдет даже тысячи — очень грустный показатель. Хотя на сайте «Моторики» сообщается:
Согласно действующему российскому законодательству, все категории инвалидов при наличии индивидуальной программы реабилитации имеют право на бесплатное обеспечение техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями.
Но дальше вам предстоит пройти огромный конкурс, чтобы стать счастливым обладателем бесплатной руки. А есть ли другой выход, если стоимость такового около 1,5-2 млн рублей?
Киберпанк уже давно начал вливаться в нашу жизнь, вот только в первую очередь человечество перенимает его внешние составляющие, а не внутренние. Нам предстоит ещё очень долгая работа, чтобы достигнуть тех высот, которые с лёгкостью появлялись в кино или на бумаге.
Роман Морозов