Весь ноябрь на сайте Педсовет.орг шли дебаты на тему «Электронное обучение – это революция?». Учителя высказывались, делились своими соображениями, исходя из практического опыта, и в результате сложилась картина учительских мнений по поводу электронного обучения. Попытаемся изложить основные позиции, увидеть тенденции.
Кризис есть – революции нет
Больше половины педагогов, участвовавших в дебатах, воспринимают электронное обучение как инновацию. Еще тридцать девять процентов видят в нем скорее данность, с которой приходится мириться. Люди сходятся на том, что электронное образование – это никак не революция, потому что никакого качественного скачка электронные носители не дали – «у нас всё то же, только с наворотами». Бумажную волокиту переводят в электронную, а потом обратно на бумагу.
Учителя отмечают, что одну форму работы заменили другой, тогда как содержание осталось прежним. Популярно мнение, что хороший учитель одинаково успешен, работая хоть по старой, хоть по новой моде. А революция предполагает выход на новый виток, и вот этого качественного рывка в школах нет – таков вердикт педагогов.
Как справедливо заметил один из участников обсуждения, революция наступает после кризиса. Кризис в воздухе витает, его нельзя не почувствовать, вот только революция придет не с той стороны, с которой ее ждут. Кризис формы – ничто по сравнению с кризисом сознания: не компьютеры, не новые технологии, а новые идеи принесут перемены.
Многие учителя воспринимают повышенное внимание руководства к высоким технологиям как обманный маневр. Это доказывают некоторые резкие высказывания на форуме: довольно обсуждать ерунду, игнорируя действительно важные проблемы. Дистанцию между учителем и учеником создает не экран компьютера, а внутренняя закрытость, отчуждение и кризис сознания. Голоса учителей звучат как из бункера: «Не можем достучаться…»
Из чего рождается творчество
Влияние информатизации обучения на профессию каждый учитель описывает по-своему. Одни утверждают, что если компьютер сам проверит тесты и самостоятельные работы, то у педагога освободится время для творческой работы. Другие, наоборот, видят творческую составляющую в том числе и в проверке самостоятельных работ – «а ее у нас отбирают, выигрывая время неизвестно для чего».
Многие учителя признаются: да, новые технологии – это удобно, использовать их легко, работать с ними приятно. Правда, тем самым усыпляется тот самый профессиональный непокой, из которого рождается творчество. Именно сильные учителя честно признаются в своем ретроградстве: удобнее работать по-старому, глаза в глаза с учеником. Для профессионала и автоматизированная контрольная – помеха.
Приходит мысль о том, что в школу внедрено какое-то специфическое понимание информатизации. Это не новые образовательные ресурсы, не возможность проконсультироваться с экспертом, не работа над собой – это всего лишь оснащенный кабинет. Увы, с этим надо что-то делать.
А мотивация?
В ходе обсуждения педагоги выясняли, в чем заключается опасность перехода школы в виртуальный мир. С одной стороны, новая форма обучения действительно повышает уровень мотивации ученика, а с другой – далеко не каждый их ученик «потянет» эту ношу: умный и прилежный сможет сам, а вот слабый, расфокусированный ребенок – нет, ему необходим живой, энергичный учитель, наставник. Прямая цитата с форума: «Есть дети, у которых учебная мотивация близка к нулю. Их не научат никакие электронные учебники. Только индивидуальный подход, терпение учителя могут дать им определенные знания».
Все же при участии IT средний уровень мотивации учеников подрастает, однако пока педагоги констатируют потерю мотивации у значительного количества учащихся. Помимо того учителя сомневаются, что электронные средства полностью заменят изучение предмета «вживую». Как передать запахи химических веществ, текстуру ткани, как можно научиться технично плести макраме или лепить? А детям очень важно «пощупать» дело. Не говоря уж о факторе социализации. Если так ставить вопрос – ты умный, сильный, иди учись сам-один, то всем будет выгоднее показаться слабыми. Воля и стремление ребенка к знаниям энергозатратны, и гуру, наставник, идейный вдохновитель, так или иначе нужен всем. Кто научился получать удовольствие от учебы – не исключение.
Так что разговор опять свернул к теме хорошего учителя, к качествам профессионализма.
Личный опыт
В одном из разделов форума педагоги делились опытом внедрения новейших технологий в учебный процесс. Большинство признаются, что проходить курсы, учиться обращаться с электронным ресурсом – увлекательно. Самое главное – втянуться, вникнуть.
По поводу применения полученных навыков в классе никто не высказывается негативно: для всех, кто внедряет, это не составляет труда. Когда новые технологии используются по необходимости – например, ученики в сельской местности живут далеко, погодные условия подвели, карантин затянулся, – это не вызывает у учителей негативных эмоций. Всем понятно, зачем это делать.
Учителя отмечают, что переход на электронные версии учебников, особенно «заказанных и рекомендованных Минобром», – дело выгодное для родителей, ведь один планшет стоит дешевле, чем все учебники с первого по четвертый класс, не говоря уже о том, что он легче по весу, удобнее, интерактивнее.
Хорошо, что электронный учебник позволяет ребенку пролистать трудные места несколько раз, и никто не останавливается, чтобы разъяснить материал одному отстающему. Плохо, что класс перестает быть классом, становится группой разрозненных обучающихся единиц.
Многие сетуют, что, несмотря на все плюсы, обнаруживаются новые подводные камни: многие учебники не хотят открываться, не выдают оглавления. Попадаются учебники, скачанные с нелегальных сайтов, значит, нарушаются авторские права и учитель рискует.
Но что особенно важно: все участники дискуссии сходятся в том, что в начальной школе у учащихся не тот уровень самоорганизации, чтобы заниматься самостоятельно по электронному учебнику. Нужно, чтобы непосредственно около ребенка с монитором кто-то сидел. Им оказывается родитель, и не каждого радует эта новая обязанность.
Учительский прогноз
Мало кто верит, что учебный процесс полностью перекочует в виртуальный мир. Среди педагогов больше всего тех, кто считает, что процесс обучения будет осуществляться в смешанном режиме: часть в помещениях, часть в цифровом пространстве. Однако есть и те, кто верит в возможность полного перехода в виртуальное пространство и упразднение профессии учитель.
Но в том, что с внедрением электронных технологий роль самообразования будет только возрастать, что качество образования все больше будет зависеть от самого ученика, уверены все.
…Что в итоге? Тот факт, что инновация не становится для педагогов революцией, позитивен. Ничего не разрушается, но многое видоизменяется. Классно-урочная система, например, постепенно децентрализуется, учитель перестает претендовать на роль главного знатока всего и вся, а единый учебник уже не сможет быть единственным. Все так. Но, судя по накалу страстей на форуме, революция в образовании все-таки грядет, и остановить ее увеличением объема поставки в школы принтеров и интерактивных досок вряд ли удастся.
Александра Чканикова