«Детский телефон доверия» был официально открыт в столице 1 сентября, в День знаний. Вот где стоило бы пройти ликбез всем родителям! Ведь кто, как не опытные психологи-операторы, знает о самых сокровенных детских страхах…
«Детский телефон доверия» создан Департаментом образования Москвы в 2008 г. Звонки принимают специалисты Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета. Номер телефона —
Как оказалось, самая звонящая аудитория —
В настоящее время, по словам психологов, ситуация обостряется еще и тем, что у людей остается очень мало времени на общение внутри семьи: «Редко кто собирается за общим столом за обедом или ужином, проводит время вместе.
Особенно чувствуется нехватка отцовской заботы — все папы либо «на работе», либо «на диване». А ведь общение с мужчиной дает растущему человеку такую необходимую силу и уверенность!«
— Нам часто звонит одна
— Да, — подтверждает психолог Лидия. — Проблемы одиночества, непонимания очень часто мучают наших детей. И рецепт только один — родители должны как можно больше времени уделять своим сыновьям и дочкам. Интересоваться их жизнью, задавать как можно больше вопросов, рассказывать про себя. Только так будут достигнуты понимание и доверие.
Любовь-морковь и прочие «глупости»
Тихо, спокойно, неспешно, сидя в доверительном кругу, мы обсуждаем серьезные проблемы детей и родителей. Звонков в это время (с 14 до 15) традиционно мало, поэтому у операторов есть время и на меня. Но вот телефон заявил о себе. Один из операторов отвечает на звонок.
— Ну вот, всего 15 минут, и мы, как мне кажется, решили проблему, — говорит Людмила, положив трубку на место. — Девочка звонила
Психолог спросила, как девочка ведет себя при встрече. Оказывается, проходит мимо с обиженным видом или с гордо поднятой головой. «А я ей сказала, что отношения в первую очередь подразумевают общение. Поэтому если она любит этого мальчика и хочет с ним дружить, то общаться просто необходимо. И почему бы ей при встрече приветливо с ним не поздороваться». Вот на том и решили пока остановиться. А я подумала, что не каждый родитель способен понять такую взрослую «детскую проблему», просто сочтет ее глупостью и ерундой. Моя мама наверняка сказала бы мне примерно следующее: «Тебе что, заняться больше нечем?! Иди лучше уроки учи!» Психологи же уверены, что не бывает «пустых» проблем. И неразделенная любовь ранит душу
Новый звонок. На этот раз разговор не продлился и 15 секунд:
— Опять дети балуются, — со вздохом говорит Лидия. — Это наша самая большая проблема, потому что таких звонков к нам ежедневно поступает не меньше 10 и все их надо регистрировать в специальном журнале. Приходится объяснять каждому баловнику, что, пока он развлекается,
Взрослые детские проблемы
Как оказалось, звонки от беспокоящихся родителей на «Детском телефоне доверия» — тоже довольно частое явление.
— В последнее время участились случаи ночных обращений: «Я не знаю, где мой подросток-сын (дочь). Ушел на дискотеку и до сих пор нет», — рассказывает психолог Мария. — Вот совсем недавно позвонила с такой проблемой женщина в совершенно «растрепанном» состоянии. У нее сыну 16 лет, скоро родится второй ребенок. Мы с ней поговорили о том, как она любит своего сына, как много для него сделала. И что теперь, похоже, настает ему пора научиться самостоятельности. А ей сейчас лучше сконцентрироваться на своих ощущениях, тем более что она ждет малыша. Мне кажется, я ее успокоила. Вот ради таких звонков и стоит работать.
— Да, но чаще бывают звонки следующего содержания, — вступает в разговор Ирина. — «Сделайте что-нибудь с моим ребенком. Он совсем перестал слушаться, ведет себя агрессивно…». В общем, жалуются на детей. Но, как правило, детская агрессия и нежелание слушаться — это своеобразный способ заявить о нехватке внимания. Ребенок — самый чувствительный член семьи, и он первым реагирует на внутрисемейные кризисы. Мы не устанем повторять — каждый родитель должен быть как можно внимательней к своим детям и стараться проводить с ними как можно больше времени.
Дина Карпицкая