На площадке «ВТБ Арена», входящей в большой комплекс обновленного стадиона «Динамо», прошла 13-я церемония вручения премии «Нашего радио» «Чартова дюжина». Это единственная премия, которую ежегодно вручают музыкантам, исполняющим русскоязычный рок. Борис Барабанов пытался обнаружить в программе вечера признаки обновления уставшего от себя самого жанра.
Поклонников «Нашего радио» не назовешь открытыми новым веяниям. И, тем не менее, станции иногда все же удается убедить их в том, что за пределами самодеятельной рок-музыки 1980-х и ее производных есть вещи, достойные внимания и уважения.
Несколько лет назад в эфире «Нашего радио» прописалась группа «25/17», стилистический диапазон которой гораздо шире, чем тексты за жизнь, положенные на простой гитарный аккорд. Но был момент, когда группа максимально приблизилась в своих экспериментах к традиционному русскому року и попала в эфир, а потом и на фестиваль «Нашествие», и в число номинантов «Чартовой дюжины». Теперь «25/17», что называется, в обойме. Несмотря на то что группа продолжает экспериментировать порой с самыми далекими от мира «Нашего радио» стилями, в этом году она была награждена премией в номинации «Дуэт».
На фоне матерых «25/17» группа «Заточка» — символ поиска, который «Нашему радио» необходим, чтобы не превратиться в ретро. Для станции это свежая кровь, причем радикализм «Заточки» не зашкаливает, как у группы Anakondaz, в которой играет один из участников «Заточки». Anakondaz — это оппозиционная альтернативная музыка с острыми текстами и опасными темами. «Заточка» — мужицкий кантри-рэп, который не обрушит рейтинги и не слишком расстроит целевую аудиторию. Итог — премия «Чартова дюжина» в номинации «Взлом».
В этом году премии достались еще нескольким относительно молодым артистам. The Hatters получили призовой золоченый винил за песню «Танцы», а проект «Пневмослон», в котором верховодит Нейромонах Феофан, был признан «сайд-проектом года».
Учредители премии не могли обойти вниманием тот факт, что в России стали снимать много документальных фильмов о музыкантах. Их стало много, и теперь на «Чартовой дюжине» есть специальная номинация — «Фильм о музыке». Приз в ней получила лента Дарьи Иванковой «Он был», посвященная памяти лидера группы «Черный обелиск» Анатолия Крупнова, которому в марте 2020 года могло бы исполниться 55 лет.
Еще одна легенда, имя которой на церемонии отметили особым образом,— Александр Башлачев. Ему весной было бы 60. Он отмечен в номинации «Легенда». О Башлачеве было сказано много хороших слов, многие музыканты, присутствовавшие на церемонии, знали его лично. Но если у наследия Анатолия Крупнова есть надежный хранитель и пропагандист — бывший директор «Черного обелиска» Александр Юрасов, то песням СашБаша повезло меньше. Некоторое время назад лидер «Калинова моста» Дмитрий Ревякин инициировал запись представительного трибьюта, который, кажется, так и не оценили по достоинству. А организаторы мемориального фестиваля на родине Башлачева в Череповце каждый год отправляются на поиск партнеров буквально с протянутой рукой.
В 2020 году на «Чартовой дюжине» появилась номинация из разряда «юмористических» — «Самая российская народная зарубежная группа». В ней победила группа Scorpions, бесконечно прощающаяся, но никогда не уходящая навсегда. С экрана к публике обратился фронтмен Клаус Майне. Вспоминался анекдот: пора нам задуматься, какой мир мы оставим Киту Ричардсу, Оззи Осборну… и, вероятно, Scorpions.
Больше сюрпризов не было. В списках победителей в прочих номинациях значатся «Алиса», Валерий Кипелов, «Ночные снайперы», «Пикник», «Би-2».
Вечер закончился выступлением группы «Алиса». Песню «Воздух» с альбома «Блок ада» облаченный в черные джинсы и кумачовую рубаху Константин Кинчев посвятил «организации "Сеть"» (запрещена на территории РФ.— “Ъ”). «Черно-красный — мой цвет, но он выбран, увы, не мной. Кто-то очень похожий на стены давит меня собой» — эти слова, многим в зале известные с юности, опять звучат актуально.
Борис Барабанов