Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Части тела

Помады святая вуаль и зеркало души

Мой анатомический театр «Воображариум» открывает новый сезон. В этом блоке я буду размышлять о том, из чего складывается эстетика внешности. А мы начнём (вернее, продолжим, так как я писал уже о лысине и руках) экскурс по нашему биологическому экстерьеру. Сегодня вашему вниманию представляем глаза и губы. 

 

Зеркало души

Так называли глаза древние. Действительно, есть в этом человеческом органе что-то особенное несмотря на то, что он – один из пяти, отвечающих за наше восприятие окружающего мира. Но что-то человечество не разрядилось одическим потоком на предмет губ, ушей, носов, пальцев и языков наших. Однако про глаза, они же очи, очеса, много сотрясено площадного воздуха и античности, и средневековья – пиитами и менестрелями с их серенадами и пасторалями.

Разумеется, глаза есть не только у барышень и дам, куртизанок, гейш, вакханок, пейзанок и пр., на мир божий смотрят ещё братья наши меньшие: кто осмысленнее, кто попроще, кто миролюбиво, кто плотоядно… Фауна сия среди флоры пестра и многообразна, но есть в её среде особи потрясающие. Например, лошади и собаки. Иной раз как комплимент звучит сравнение нас с ними. Про Юрия Никулина другой замечательный актёр Ролан Быков говорил, что взгляд у него – спаниеля: грустный и мудрый. Или знаменитая песенка про корову в исполнении Леонида Утёсова, где «если б жизнь твою коровью исковеркали любовью», помните?  Или вот кто знает, что такое волоокий взгляд? Это сравнение довольно часто встречается в классической лирике. А между тем всё просто, «как око вола», и ничего особенного. А уже поэзия.

Цитировать офтальмологическую тему из собрания мировой литературы бессмысленно – места не хватит. Но вот хотя бы анекдот из той же врачебной практики. В беседе с коллегами окулист обижается, что больные поголовно называют его глазником. На что те ему отвечают: де, что же в этом обидного? «А вот представьте себе, – говорит тот гинекологу, – что и Вас бы так же!» Но это шутка. «Глаза» действительно звучит приземлённее, обыденнее, чем книжное «очи».

И «окулист» солиднее «глазника». Только что-то очи давно архаизм, а глаза, глазки – нормальная поэзия, отчасти даже попса: «серые» да «голубые глазки» составили всенародную славу Ирине Салтыковой сотоварищи и много кому ещё составят. Все «эти глаза напротив», вплоть до «супротив» в качестве рифмы, от Ободзинского до Киркорова – тема вечная, нетленная и всепроницающая, как око Творца. Без этой темы любой художник как без глаз, а если и не слеп каким-нибудь внутренним зрением, чутьём и, говоря по-французски, интуицией, то нем, как рыба об лёд.

По глазам читаются судьбы и характеры. Палитра глаз небогата, но впечатляюща: серые, карие, синие, голубые… А «Очи чёрные», а «У беды глаза зелёные»… Кроме того, есть формы и разрезы: выпуклые глаза, глубоко упрятанные глаза, близко посаженные глаза… Первые, говорят, свойственны пассионариям, последние – потенциальным убийцам. Стальной взгляд контрразведчика, рысий – товарища Сталина, ультрамариновые глаза у Олега Стриженова в фильме «Сорок первый» по повести Б. Лавренёва… У Лермонтова М. Ю. Печорин говорит Грушницкому о княжне Мери, что у неё «бархатные глаза. Именно бархатные, как я Вам и советую их называть». Есть ещё глаза с крапом – нехорошие, работающие на сглаз. Есть лучистые, как в мифах о Ленине или как у Кирилла Лаврова (он и сыграл Ленина в фильме «Доверие»). Есть острые, как бритва. Есть – гипнотизирующие, словно у удава, созерцающего кролика. «Ешь глазами начальство», – говорил Алексей Смирнов в роли начальника пожарной стражи в сказке «Огонь, вода и медные трубы», т. е. будь подобострастен, обожай.


Кадр из к/ф «Широко закрытые глаза»

В древнегреческом мифе о Тезее мы найдём трёх старух Гарпий, у которых на троих один глаз. Они им пользуются по очереди. Великий и загадочный Стэнли Кубрик свой последний фильм назвал «Широко закрытые глаза». Съёмки в этом шедевре развели звёздную пару – Тома Круза и Николь Кидман. В голливудской среде, правда, за несоответствие внешностей их называли «кенгуру» и «коротышка», возможно, развод был неизбежен.

Глаза – это сила, но как часть облика, а не как инструмент общения с миром, они бы сильно проиграли без должного обрамления. А это ресницы и брови. Вот тут-то и трудятся в основном визажисты и мастера макияжа. Например, когда первый номер журнала «Стас» поместил на своей обложке портрет некоей огненно-рыжей особы (как на средневековых портретах), не обременённой последними достижениями косметической промышленности, в незнакомке мало кто признал Аллу Борисовну Пугачёву. Хотя тогда она была не то что нынче – в расцвете лет. Прима без грима ввела в заблуждение целую нацию, её боготворящую, всего лишь явив свои близорукие глаза, что называется «а-ля натюрель». Но есть ещё очи восточных красавиц – мохнатые, жгучие, бездонные и коварные.

В глазах и впрямь заключена древняя, никем не разгаданная до конца магия. Вроде бы зачем тому, что смотрит на мир, быть такими значимыми в смысле эстетики? Чем уж красивы рыбьи или овечьи глаза? О малоэстетичных органах зрения говорят соответствующе: гляделки, зенки, шары, моргала… Большеглазых называют лупоглазыми. Бывают косоглазые (не только косули и козы, чьё название, кстати, и исходит от формы глаз). Форма глаз – тоже вид обрамления. Зачем притягивать, околдовывать, обольщать? Для выбора партнёра, для продуктивного продолжения рода. Это сексуальная приманка. Зачем не отражать, а возбуждать океан страстей? Для естественного отбора. Взгляд может быть как ожог и как бальзам на рану.

А «зеркалом души» глаза назвал Л. Н. Толстой, сам – «зеркало русской революции». И сильнее никто не придумал.

 

Помады святая вуаль

Мужские и женские, детские и старческие, юношеские и девичьи, пухлые чувственные и тонкие нервные, графически очерченные и несколько бесформенные…Губы бывают крашеные. И некрашеные. Кричаще-алые и мертвенно-синие. Сухие и влажные. Сладкие и безвкусные. Бывают губки бантиком – почти невинные и несколько глуповатые. Бывают губы вампирические – коварные и опасные. Бывают губы как апофеоз сладострастия. В  старину губы называли устами, а потом отнесли это слово в разряд архаизмов, но уста от этого менее сладкими не стали. Уж если медовые, то это точно не губы, а уста. В морских обозначениях есть губы. Губа – это глубоко вдающийся в сушу залив (название придумали русские поморы). Есть Обская и Енисейская губа. Водная стихия вообще «губаста». А слово «устье» – прямой отсыл к устам.

Вся устная речь и устное творчество, по сути – губные. Как губная гармошка. Слова «пригубить» и «погубить» очень похожи и, в принципе, не далеки друг от друга не только по звучанию. В семнадцатом веке в европейскую моду при монархических дворах у дам вошла привычка сажать над губой пикантную мушку. Говорят, это поветрие исходило от французской королевы Марии-Антуанетты (позднее гильотинированной революционными массами). Так венценосная особа скрывала свои прыщи.

По форме губ можно определить характер.

Эволюцию мужских губ можно описать через губную гармонику, женских – через губную помаду.

Женским губам великие поэты посвящали бессмертные строки. «Ты целуешь, а губы – как жесть», пенял своей пассии запойный хулиган Сергей Есенин. «Чуть приоткрылись лепестки открытых губ, по-детски влажных», страстно восклицал нобелевский лауреат Иван Бунин. А знаменитая девочка, плачущая в автомате, вся в слезах и в губной помаде, воспетая ныне покойными Андреем Вознесенским, Оскаром Фельцманом и Евгением Осиным. «На губах застыло слово», – это уже Иннокентий Анненский. Про криминальную девушку, у которой «губки бантиком и глазки – два огня», пели все дворовые хулиганы прошлого века. «Я научила женщин говорить. Но, Боже, кто их замолчать заставит?.. Это ироничная, острая на слово Анна Ахматова. О женском портрете футурист Велимир Хлебников писал: «Бобэоби – пелись губы…»  Осип Мандельштам вдохновенно вторил: «Я наравне с другими хочу тебе служить. От ревности сухими губами ворожить».


Анна Ахматова

С губ может сочиться как мёд, так и яд. Губы – часть речевого аппарата.

Губы могут дать фамилию. Или фамилия – напомнить о губах: актриса Ирина Губанова, актёр Николай Губенко, поэт Игорь Губерман… Институт нефти им. Губкина… Губка – от тех же губ.

Губы – тема неисчерпаемая и влекущая. Слишком это заметная часть лица. Человечество делится на две половины: одни при общении смотрят собеседнику в глаза, другие – в губы. То есть буквально в рот. Это тоже характеризует слушателя. В губы смотрят кавалеры своей собеседнице, предвкушая поцелуй. Особенно в интимной обстановке. Вот они ближе, ближе…

Сергей Парамонов

310


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95