Мы одними из первых посмотрели новый фильм Квентина Тарантино «Однажды в... Голливуде» и поняли, что с ним (с режиссером, сценаристом, актерами и с самим кино) что-то не так. Пытаемся разобраться в чем подвох. Внимание: в статье полно чудовищных спойлеров!
Что не так со сценарием «Однажды в... Голливуде»
Если говорить о сценарии или конкретно о сюжете, то в «Однажды в... Голливуде» сюжета нет. Ну, то есть как нет, — есть, конечно, но это первый фильм Тарантино, в котором две трети хронометража почти ничего не происходит. Герой Леонардо Ди Каприо, актер Рик Далтон, — уходящая натура, страдает от творческого кризиса и отсутствия перспектив: ноет и постоянно плачет (и это очень смешно), пьет, занимается самобичеванием, истерит и так далее.
Его ближайший друг, напарник и просто хороший человек Клифф Бут (Брэд Питт) весь фильм катается на кадиллаке. Хотя Клифф официально работает дублером Далтона, мы почти не увидим его в действии, кроме сомнительного фрагмента из какого-то телесериала. И так два с лишним часа, если не считать последний эпизод, к которому Тарантино нас аккуратно подводит. Все.
То есть по всему фильму раскиданы гэги, которые явно были придуманы как отдельные эпизоды, но они никак не клеятся друг к другу, и смотрятся, будто на елку повесили шарики, но ствола дерева из-за яркости мишуры не наблюдается.
Что не так с актерами
Если вы видите на постере Леонардо ДиКаприо, Брэда Пита и Марго Робби, не покупайтесь: отчасти это обман. Лео и Брэд, если и появляются вместе в кадре, то не так часто, как хотелось бы. В остальном — один (см. выше) пьет в одиночку, другой катается. Марго Робби вообще впервые оказывается лицом к лицу с Ди Каприо лишь раз и то в самом конце, и то с верхней точки: пойди разбери, кто там и про что.
Аль Пачино играет сомнительного типа — продюсера Марвина Шворца-Шварца, который в двух (!) эпизодах представляется этаким богом: то открывает глаза Ди Каприо на его безрадужное будущее, то незаметно спасает его, наставляя на правильный путь.
Про Марго Робби хочется сказать что-то хорошее, но в рамках разбора сценария не получается. Местами она перетягивает на себя чуть ли не весь фильм, и делает это блистательно. Если не знать, что она играет жену Романа Полански Шерон Тейт (а это не особо афишируется), то можно подумать, что она и есть главный герой. Все.
Что не так с Таранитино
В кадре пресловутые и любимые Квентином женские cтупни-ступни-ступни-ступни. Ноги-ноги-ноги-ноги. Сплит-скрины-скрины-скрины (в основном в телевизорах-телевизорах-телевизорах, которые смотрят герои). Цитаты-цитаты-цитаты-цитаты. Фашисты. Шутки про фашистов. Много воинственно настроенных девушек модельного вида. Много долгих разъездов на машинах, вписанных в сценарий, кажется, только для того, чтобы склеить смешные эпизоды и чтобы мы слушали музыку из частной коллекции режиссера.
Придуманные фильмы, придуманные бренды сигарет, алкоголя и собачьего корма. Много эпизодов и диалогов, которые вообще не влияют на сюжет. В общем, Тарантино в своем репертуаре: трудно разобрать, то ли это самоцитаты, то ли «послушай, Квентин, может ты и не заметил, но давно ты живешь в параллельной реальности, придуманной самим тобой». Все.
Что не так с Голливудом
Фильм изобилует таким количеством очевидных и не очень маркировок и отсылок к старому Голливуду, что возникает вопрос: а что, так и вправду было?
Проговариваемые, нарисованные, отмеченные на афишах, показываемые на экранах телевизоров, заявленные на фасадах кинотеатров, обозначенные на автобусных остановках звезды, фильмы, просто названия — неважно, настоящие они или нет. «Зеленый шершень» и Брюс Ли, «Большой побег» и Стив МакКуин, Playboy и вечеринки у Хью Хефнера дома. Спагетти-вестерны и карате. Кружится голова от плотности цитат и шуток, понятных только самым прожженным синемафилам.
Ключевые фигуры: Роман Полански и Чарльз Мэнсон. Появляются на общем плане и больше мы их не увидим. Полански-персонаж появляется в паре сцен в костюме, очень похожем на покрой из «Бесстрашных охотников на вампиров...», а Мэнсон не похож на канонического Мэнсона. В какой-то момент ловишь себя на мысли, что просмотр «Однажды в... Голливуде» напоминает одновременно квест «Найди кота» и игру «Похож — не похож?». Все.
Что не так с продюсерами
При этом надо держать в голове мысль о том, что Тарантино то ли в проброс, то ли на полном серьезе заявил, что его девятый фильм станет последней работой в том случае, если станет прибыльным. Звучит, как намеренная бравада, но, конечно, после сотрудничества с братьями Вайнштейнами, которые с первого фильма давали Квентину огромный кредит доверия (во всех смыслах). И сейчас, по всем известной печальной причине, Тарантино должен с новыми друзьями-продюсерами Шеннон МакИнтош и Дэвидом Хейманом выпустить или зрительский мегахит, или, наоборот, вернуться в авторское кино.
Что не так с нами
Конечно, я шучу. «Однажды в... Голливуде» — идеальный пример того, как мастер на все руки становится Мастером с большой буквы. Насмотренность и постмодернизм прекращаются, начинается (простите за пафос, но по-другому не получается) «Большое Искусство».
Я расскажу случай. У меня есть знакомая, которая считает и Брэда Пита, и Леонардо Ди Каприо лучшими актерами всех времен и народов. Но она знать не знает, кто такие Полански, Тейт, МакКуин, в чем заключается юмор про Брюса Ли, и почему я чуть не подавился от смеха во время сцены про «Большой побег». И я ее всячески отговариваю от похода в кино, все-таки примерно три часа специфического профессионального сюжетопостроения может вынести не каждый. О чем и вас предупреждаю.
У Тарантино вышел грандиозный по своим масштабам фильм, в котором темпоритм превалирует над сюжетной канвой, но в этой спокойной, почти усыпляющей сценарной структуре видится настоящий художник, за которым готовы пойти самые передовые силы современного кинематографа.
В крошечных эпизодах мы можем увидеть... да кого только мы не можем увидеть! От Дэмиэна Льюиса до Лины Данэм, от непременного Майкла Мэдсена до не менее очевидного Курта Рассела. Не буду раскрывать детали, но даже на обложках журналов и биллбордах демонстрируются любимые актеры Тарантино. И скрипт писался явно с прицелом на великих голливудских актеров.
Да, у каждого режиссера есть предубеждение: нельзя снимать кино про кино. Даже в российских вузах существует негласное правило: писать фильм про фильм — дурная примета и вообще это какая-то пошлость. «Тьфу-тьфу-тьфу, чтоб тебя». Да, среди кинематографистов у Тарантино есть масса конкурентов, которые снимают фильмы про Голливуд нежнее и тоньше, без больших ярких мазков.
Только «Однажды в... Голливуде» не про это. Он про перемены, в которые мы все рано или поздно вляпываемся, будь то кино, телевидение или... я не знаю... брак или развод. Последнее, наверное, самое верное сравнение. Тарантино слишком увяз в матримониальных отношениях с кинематографом. Эти двое настолько долго вместе, что уже успели пойти под венец, разругаться, спеться, изменить друг другу, заново обручиться, завести детей и даже поменяться ролями.
Поэтому, если слух о намерении Квентина оставить большое кино правда, то его новый фильм — отличный повод это сделать. Признаться в любви, растоптать все сценарные правила, отринуть все кульминации и точки невозврата, отдать свою кинематографическую любовь кому-то другому и оставить своего девятого ребенка.
Именно оставить (внимание, спойлер!): это первый случай, когда Тарантино заканчивает свой фильм на самом интересном месте. И от этого сюжетного трюка, финал которого мы вроде бы слишком хорошо знаем, становится не по себе. А главным героем становится не Брэд Питт, не Леонардо Ди Каприо, не Марго Робби, а какая-то эпизодическая собачка. Как говорится в другом фильме Тарантино: «Сдается мне, это шедевр». Вот теперь точно все.