Еще один конфликт между психотерапевтом и клиентом — и снова в Сети разгорается скандал. Что делать, если тот, кому мы доверяем самое сокровенное, осознанно причиняет боль и с удовольствием унижает? Недавняя история, в которой клиентка пожаловалась на оскорбительное сообщение от психотерапевта, снова подняла вопросы профессиональной этики.
Около пятнадцати лет назад в кризисный момент я решилась на не самый популярный тогда шаг — обратиться к психотерапевту. Насколько велико было отчаяние из-за жизненных неурядиц, настолько сильно я надеялась получить здесь помощь.
Встреча проходила у специалиста дома и совсем не была похожа на то, что я видела в кино. Ну да бог с ней, с кушеткой. В течение часа мне пришлось слушать, какой это крутой специалист, скольким людям помогла и насколько мне повезло прийти именно к ней. В принципе, тут час и закончился. Заплатив «за консультацию», я вышла в полной растерянности.
К этой женщине я больше не обращалась. Потом выяснилось, что, занимая довольно высокое положение в одном из институтов, она как психотерапевт давно не проходила ни супервизию, ни личную терапию, а это очень, очень важно. Позже жизнь свела с ответственными, бережными и по-хорошему щепетильными профессионалами, которые помогли и помогают многим.
Но что же делать клиенту, если в отношениях с психотерапевтом «что-то не так», но трудно понять, что именно?
Базовые критерии
Есть некоторые моменты, которые нужно учитывать, доверяя себя незнакомому или малознакомому человеку. Вообще идти со своими проблемами к психотерапевту — это грамотный и здравый подход. Но для начала нужно убедиться в его профессионализме: он должен иметь полноценное высшее образование в этой сфере и иметь диплом психолога или психиатра.
Дополнительно к диплому он должен пройти обучение одной из официально разрешенных психотерапевтических методик. В таком случае он может быть членом какого-то из профессиональных сообществ. В рамках комьюнити он должен проходить личную терапию и супервизию.
Последнюю также называют «терапией терапии» — только получает ее уже сам психотерапевт. С опытными коллегами на сессиях он может обсудить не личные проблемы, а лично-профессиональные, которые возникают в ходе работы. Перед встречей также имеет смысл поинтересоваться специализацией того, к кому вы собираетесь идти со своим запросом (семейный, детский и прочее).
Интуиция и здравый смысл
Очень важно прислушиваться к себе. Ненасильственные изменения в психике — процесс, требующий времени и бережного отношения к клиенту. А выбор любого специалиста связан с взаимными настройками. Случается, что человек — прекрасный профессионал, но вы «не совпадаете». Это также может быть поводом для корректного расставания и поиска «своего» терапевта.
Какие «звоночки» могут дать повод внимательнее присмотреться к тому, кому вы доверяетесь?
- Если человек вызывает у вас внутренний протест, важно понять, почему. Не нарушаются ли ваши границы — эмоциональные и физические?
- Не встает ли психотерапевт в метапозицию гуру, не раздает ли безапелляционные директивы, как жить и что делать?
- Блестящий пиар и громкое имя далеко не всегда означают, что он проявит себя как хороший психотерапевт.
- Не обещают ли вам мгновенный результат? Например, «излечение от детской травмы за одну сессию» — сомнительное предложение, потому что травматерапия — долгий и сложный процесс.
Этический кодекс
«В психологическом сообществе существует общий этический кодекс, — объясняет клинический психолог Лидия Федорова, — каждый, кто получил высшее психологическое образование, знаком с профессиональной этикой.
Этический кодекс — это свод правил, который определяет поведение психолога по отношению к клиенту. И эти правила появились не просто так, они сформулированы в результате анализа ошибок, которые привели к негативным последствиям.
Именно поэтому психолог не может состоять в двойных отношениях с клиентом (дружеских, рабочих, романтических и прочее), принимать от него подарки, распространять о нем информацию и уж тем более не может унижать, физически или психологически травмировать клиента.
Правила защищают как клиента, так и психолога. Но несмотря на это, никто не застрахован от ситуации, когда психолог или психотерапевт, осознанно или нет, травмирует клиента, нарушая этический кодекс.
В большинстве психологических ассоциаций есть свои собственные этические комитеты, которые разбирают жалобы клиентов. Это длительный процесс, после которого (в грамотных комиссиях) и клиент, и психотерапевт проходят реабилитацию.
А если нарушение произошло по вине психолога, то еще и на него налагаются санкции. Это может быть, например, требование пройти личную терапию еще раз, или вести все случаи под обязательной супервизией, или пройти переобучение.
В нашей стране, к сожалению, пока нет единого мнения о лицензировании деятельности психологов и психотерапевтов, хотя закон рассматривается давно. Поэтому нет и общего этического комитета, который бы мог разбирать конфликты психологов и психотерапевтов вне ассоциаций.
Рынок психологических и околопсихологических (от непрофессионалов, называющих себя «психологами») услуг в нашей стране очень широк, поэтому громкие истории этических нарушений периодически всплывают в интернете.
Человек, который пережил ретравматизацию от своего психотерапевта, часто не защищен и растерян. Чтобы хоть как-то справиться с этой травмой, для многих единственным выходом остается громкая огласка в соцсетях.
С одной стороны, хорошо, что к этим вопросам привлекается внимание, с другой стороны, это дается огромной ценой и новыми травмами в отсутствие официальных механизмов как для клиентов, так и для психологов. Бывает и так, что, рассмотрев жалобу клиента на нарушение этики со стороны психолога, комитет таких нарушений не находит. Такие ситуации объясняются динамикой терапевтической работы».
Увы, даже дипломированные специалисты не застрахованы от ошибок и профессиональной деформации (кстати, именно для этого и нужна супервизия и личная терапия самого психотерапевта). Так что во многих случаях клиенту важно полагаться на здравый смысл и собственную интуицию.
Елена Сивкова