На сцене «Гоголь-центра» фестиваль Context уже в шестой раз провел конкурс молодых хореографов. Международное жюри под председательством арт-директора Дианы Вишнёвой определило победителя. К удивлению Татьяны Кузнецовой, выбор судей совпал с ее собственным.
Конкурс хореографов — непременная часть каждого фестиваля Context — призван способствовать выявлению отечественных талантов. Победитель получает право огранить свой дар в мастерской какого-нибудь видного западного хореографа (это, конечно, скорее почетно, чем полезно: что можно усвоить за две недели оплаченной стажировки?). Идея конкурса в принципе духоподъемная, однако за шесть лет плодов не принесла: самым урожайным оказался первый год (2013) — его победители Константин Кейхель и Владимир Варнава (последний, впрочем, был известен и до Context) заняли свои места в современной балетной жизни. Имена остальных победителей можно вспомнить разве что по газетным архивам.
Возможно, малая результативность обусловлена демократичностью конкурса: участвовать в нем могут все. На сей раз заявки подали больше 160 авторов, до публики добрались шестеро, и если это — лучшие, то страшно представить, что же пришлось пережить во время отсмотра всех претендентов куратору Анастасии Яценко — в прошлом ведущей солистке Большого театра и одному из лучших репетиторов современной хореографии. Общая черта вовсе не юных постановщиков — претенциозная инфантильность. Почти все номера — про несчастную любовь в темноте и дымных лучах, почти все — плохо (хоть и самозабвенно) исполнены дурно воспитанными телами. Многие идут с закадровым текстом, некоторые — с живым рычанием и почти ни в одном из произведений название-слово не сходится с делом-хореографией.
Самым профессиональным номером (в смысле качества исполнения) выглядело вполне академичное трио — пуантная «Ось» Ксении Вист, танцующей в Государственном балете Берлина. Там женщина (отличная Вероника Фродима), удерживаемая своим alter ego, так и не решилась полюбить маловнятного мужчину, годного разве что для поддержек в адажио. Самым непрофессиональным — получившая приз зрительских симпатий ставропольская «Черная пятница» Ирины Кононовой, которая придумала залихватскую завязку в виде очереди на распродажу, представила пятерых ярких персонажей (в том числе двух очаровательных детей), но так и не сочинила хореографию, удовольствовавшись домашними умениями своих артистов. Самым живым и адекватным выглядел номер-победитель «Вдоль другого» — тоже про неразделенную любовь, однако грамотно структурированный и не столь вторичный, как его конкуренты. Хореограф-танцовщица Ольга Тимошенко и ее партнер Алексей Нарутто, явно не обремененные хореографическим образованием, но обладающие незаурядной телесной экспрессией и умением держать внимание публики, то прощупывали друг друга осторожной оплеткой разнообразных объятий, то срывались в кратких конвульсивных соло. Простая развязка — вытянув до предела руки, две рядом стоящие фигуры медленно и тоскливо кружатся в лучах света — немало способствовала финальному успеху. Частная ли это удача или Ольга Тимошенко все-таки вырастет в хореографа — можно определить через пару сезонов.
А можно и не определить. Например, Павла Глухова, призера одного из прошедших Context, уже давно числят в состоявшихся хореографах. По явному недоразумению: его 15-минутоное «UFO» (две работы победителей конкурсов прошлых лет заняли второе отделение вечера) — самый беспомощный, напыщенный и глупый опус из всех представленных. Полномера восемь разнополых, телесно неразвитых исполнителей в белых майках и бежевых брюках вразнобой ползали на коленях, тяжело кувыркаясь через головы, скрипуче расползаясь в полушпагатах и опасливо озираясь на висящую над их головами платформу с пучками зелени. Еще треть номера провели на ногах: тяжело прогибали неповоротливые торсы, с усилием заводили руки за спины и, сбиваясь в кучу, выражали явное беспокойство (вероятно, по поводу UFO). В последней трети произведения солистка доставила из-за кулис красный светящийся шар на тросе; раскачав маятником это UFO, участники принялись уворачиваться от него, как в детской игре в вышибалы (впрочем, кого-то мяч все-таки огрел по голове). В финале группа накрыла своими телами красный шар, возможно обозначив таким образом освоение землянами Марса.
Самым лучезарным моментом вечера стало явление на сцене Дианы Вишнёвой, объявлявшей победителей. Похорошевшая, помолодевшая после родов, она поблагодарила участников конкурса, заявив залу, что все они — будущее нашего современного танца. Разумеется, нет оснований не верить балерине с мировым именем и опытом работы с величайшими хореографами. Но если это так, то будущее нашего танца темно, дымно, истерично и печально
Татьяна Кузнецова