Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Цирк на четырех слонах

Дрессировщик Андрей Дементьев-Корнилов: «Я не считаю, что мы с сестрой мучители животных, мы продолжатели дела, которое приносит людям пользу и радость»

Я сидела в первом ряду. В этот момент я была единственным зрителем цирка на Цветном бульваре, потому что там началась репетиция. Слоны смотрели по сторонам и качали головами. Тут одна девушка встала на хобот, а оттуда взлетела на спину слонихи. Ей потребовалось всего несколько движений. Потом другая девушка взлетела на другую слониху, и они помчались по кругу. И я подумала: одни люди сидят в офисе, другие стоят у конвейера, а третьи летают на слонах. У каждого своя работа.

 

Цирк на четырех слонах
фото: Ольга Богуславская
 

■ ■ ■

В переводе с древнегреческого «династия» — это могущество. Вот почему поколение, из рода в род передающее профессию и традиции, называется этим старинным словом. Столетия передаваясь от родителей детям, ремесло набирает силу, которую больше взять неоткуда. Собираясь по капле, она играет, бродит и в конце концов превращается в единственный в своем роде состав, эликсир, который течет в крови наследника и тем отличает его от всех других людей на свете. Состав крови не властен изменить никто.

Я увидела Андрея Дементьева-Корнилова в цирке на Цветном бульваре. Его аттракцион значился последним в программе. Не знаю почему, но я все поняла, когда увидела, как слон катится на золотом шаре. Так легко, будто это невесомая балерина. А потом Андрей выехал, стоя на двух слонах. Зал взревел. Потом эти слоны стали резвиться: крутили обручи, проползали друг под другом, носились по бортику, стояли на двух ногах вниз головой, а потом, когда артисты балеты в индийских костюмах начали исполнять танец и под купол взмыл феноменальный гимнаст на ремнях Сергей Андреев, — все зрители как один задрали головы, чтобы увидеть, как человек летает без крыльев — так вот, слониха взяла и повторила движения индийского танца, изящно подогнула ножку и в такт качала головой. И все было так легко, задорно и так изысканно, будто слонов и артистов вместе с Андреем нарисовал художник при дворе махараджи, и эти рисунки ожили.

Но, возможно, главное произошло позже. Я вошла в метро и, спускаясь на эскалаторе, обнаружила, что все люди говорят о представлении и выступлении Корниловых: едут и ахают, машут руками, рты до ушей, и поголовно все взрослые — как маленькие, и только и слышно — «а слон-то как прыгнет, а этот взял и полетел, а обручи как крутил, это ж, прикинь, слон, он же здоровенный…».

Когда мы встретились, я первым делом спросила у Андрея, видел ли он, как я кричала «браво!» и стояла, задрав обе руки с поднятыми большими пальцами? Сама знаю, что видел — глазами встретились.

■ ■ ■

Оказалось, что Андрей — наследник знаменитой цирковой династии дрессировщиков слонов Корниловых, которой исполнилось 130 лет. Его прадед и прапрадед дрессировали хищников, бурых медведей, верблюдов, зебр. Однако особое место в жизни Корниловых всегда занимали слоны.

Прадед со стороны мамы, Александр Николаевич Корнилов, в молодости был моряком. И однажды, в выходной, пришел на представление бродячего цирка. И влюбился в девушку, которая продавала билеты. Девушку звали Машей, и она была дочерью хозяина передвижного зверинца Ивана Лазаревича Филатова. Потом они поженились. Собственно говоря, династия Корниловых происходит из известной цирковой династии Филатовых, которую прославил знаменитый на весь мир медвежий цирк Валентина Филатова. Он был братом прабабушки Андрея. Со временем Александр Корнилов начал уделять особое внимание слонам. Один слон достался ему от самого Ивана Лазаревича. Потом появились другие слоны, и вот на основе этой «труппы» в сороковые годы прошлого века в СССР появился уникальный аттракцион «Слоны и танцовщицы».

Дело прадедов продолжили дедушка и бабушка Андрея, Анатолий и Нина Корниловы. А те, в свою очередь, передали его маме Андрея, Таисии Анатольевне Корниловой. А это еще одна настоящая цирковая история — больше нигде на свете такое случиться не могло.

Корниловы работали в Рижском цирке. И на каждую премьеру директор соседнего магазина водил своего сына Алешу. И когда шестилетний мальчик увидел на манеже свою ровесницу, девочку, которая работала на маленьком слоне, он это запомнил. Потом они оказались в одной школе. И вот после школы Алексей и Таисия решили пожениться. Смотрины решили провести в доме жениха. И когда заговорили о том, где молодые будут жить, вчерашний школьник Алексей сказал родителям невесты: вы отправляйтесь дальше, выступайте, а ваша дочь останется в Риге. Он тогда работал барменом, а в то время это было очень престижно. И тут заслуженный артист России Анатолий Корнилов как даст кулаком по столу: я не для того растил свою дочь, чтобы она вышла замуж за бармена. Или ты едешь с нами, или не видать тебе невесту как своих ушей. И вся семья невесты встала и ушла.

На следующий день в 6 часов утра он пришел к Корниловым. Дверь открыл дед Анатолий. И Алексей сказал: давайте бумагу, я напишу заявление о приеме на работу в цирк. Ему было 18 лет. Через год родился Андрей.

14 лет его отец был в цирке служащим по уходу за животными. Полностью постиг все азы своей неприметной профессии. А учиться было чему, ведь в его обязанности входил не только уход, но и погрузка и переезд драгоценных животных. В СССР переезд цирка с животными представлял собой поездку по железной дороге на очень дальние расстояния. И перед поездкой нужно было полностью переоборудовать транспорт, служащие сами обшивали вагоны, делали утепление, нары, полки, помещения для животных — и потом передвигались 30 суток.

И вот Алексей Дементьев решил приготовить свой номер с лошадьми при аттракционе со слонами. Назывался он «Конная кадриль», балет должен был сидеть на лошадях, были и солисты, которые демонстрировали высшую школу верховой езды.

При чем тут балет? А дело в том, что в одной школе с Таисией и Алексеем училась Алла Духова, которую теперь знает вся страна. И Таисия в свое время настояла на том, чтобы ее родители, вразрез со всеми цирковыми нормами, взяли Аллу в свой аттракцион в качестве балерины. И она начала внедрять в этот аттракцион свое воздушное искусство, без которого и теперь не обходится ни одно выступления Андрея Корнилова.

 

фото: Из личного архива
Андрей Корнилов: полет вокруг слона.
 

 

«Конная кадриль» была принята на ура, и в 2000 году, в 39 лет, Алексей Дементьев и Таисия Корнилова за работу со слонами становятся самыми молодыми заслуженными артистами России. К этому времени они объехали весь мир и везде выступали на лучших площадках. Вскоре они должны были поехать в Бельгию. Алексей Дементьев всегда сам сопровождал своих животных. Накануне они всю ночь переоборудовали транспорт для слонов, а утром тронулись в путь. Дементьев сидел рядом с водителем. Напарник заснул за рулем, и произошло лобовое столкновение — так Алексей погиб, не дожив до 40 лет.

Мама Андрея, Таисия Корнилова, приняла мужественное решение не отменять гастроли, так как кроме них в Бельгию ехали еще 60 человек. И на поминках отца директор Рижского цирка взял с него слово, что он продолжит дело семьи. И он дал слово.

Это было непросто. С детства Андрей работал в аттракционе. Однако в то время цирк переживал упадок, и в 16 лет он решил пойти в кино. Но жизнь сделала выбор за него. И Андрей Корнилов начал дрессировать слонов.

■ ■ ■

Я спросила: какой у слонов характер и почему он работает только со слонихами?

— Дело в том, что моего прадеда чуть не убил слон-самец. Когда у слона начинается период полового созревания, он становится агрессивным, и каждый мужчина для него прежде всего соперник. Так вот, слон накинулся на моего прадеда, загнал в угол и начал бить. С тех пор мы дрессируем только самок. Но была у нас такая африканская слониха Флора, которую привезли еще деду Анатолию и бабушке Нине, а потом с ней начали работать родители. Флора с детства была агрессивной, а после смерти отца никого не признавала и начала устранять авторитетов. Сначала во время представления накинулась на маму. Потом начала нападать на нашего старшего дрессировщика Петра Сердюченко, который по сей день работает с нами. Однажды он сломал ногу и на репетиции приходил на костылях. И однажды она вырвала у него костыль и совершила легкое нападение. Поняла, что он испугался, и через три года, когда мы работали здесь, в цирке на Цветном бульваре, набросилась на него и придавила бивнем к полу. Благодаря молниеносной реакции Максима Юрьевича Никулина Сердюченко отвезли в институт Склифосовского. У него был разорван желудок, сделали 4 операции. Человека там заново собрали, и он по сей день работает с нами.

— А что стало с Флорой?

— Нам помог Лужков: Флору увезли в зоопарк. Сейчас у нас четыре слонихи, и характер у всех абсолютно разный. Наша старшая — индийская слониха Ранго, ей 61 год. Она у нас профессор, степенная барышня, знает себе цену, знает, чего от нее хотят и чего хочет она сама. А хочет она покоя, хочет, чтобы ей дали спокойно поесть. Она у нас снимается в кино и предпочитает женскую власть. Ко мне привыкала долго и долго думала, нужно ли ей выполнять мои команды.

— На каких слонах вы выезжаете стоя?

— На таиландских слонихах Претти и Герде, им 26 лет. Все имена слонам всегда выбирала мама. Ранго — наиболее распространенное имя для слонов в Индии и Европе. Претти по-английски — «привлекательная». Она у нас красивая, у нее чудесные большие глаза. Знает себе цену, боевая, нахальная. А Герда немного замкнутая, отстраненная. Всегда ест отдельно, оттягивает кормушку в сторону. Чуть что не так, расстраивается. Знаете, слоны из Таиланда, если что-то им не нравится, начинают пищать, как будто их режут. А самая маленькая у нас Марго: ей 7 лет, и она из Китая. Марго еще ребенок, очень непосредственная и талантливая.

— А как вы определяете, что слон талантливый?

— Если слон воспринимает информацию и быстро ее воспроизводит. За полгода работы с нами Марго научилась делать десяток трюков, которым другие слоны учатся годами.

— А вы не мучаете животных?

— В наше время это особо актуальный вопрос. И часто ловишь себя на мысли, что больше входишь в роль оправдывающегося дрессировщика, чем повествователя. Но знаете, сколько насилия среди людей, нечеловеческого отношения к своим детям, так ведь не заставлять же людей отказываться от рождения детей, так ведь? То же самое и здесь. Мы в аттракционе, режиссером которого является мама, выступаем вместе с моей сестрой Настей. Мы четвертое поколение Корниловых. И девиз нашей семьи: относиться к животным как к самим себе. Они должны находиться в покое, комфорте и уюте.

— На манеже есть что угодно, кроме комфорта и уюта…

— Их работа — это необходимый моцион, слон должен двигаться и ходить по 10 километров в сутки. Многие не знают, откуда эти животные, а они выращены на фермах, а не отняты у родителей. Кроме того, в Африке и в Индии бывает превышение популяции животных, и тогда их нужно отстреливать или изолировать, так как они угрожают людям.

— И все же тигр или слон не будет танцевать кадриль, если его не принуждать колючей палкой?

— Мне кажется, что здесь главное — человек. А главное у дрессировщика — это терпение и владение всей информацией о животном. И очень большой труд. Ведь все можно сделать по-быстрому, и это будет халтура. А можно долго изучать животное и как-то находить с ним компромисс. И по крупицам все выстраивать. Я не считаю, что мы с сестрой мучители животных, мы продолжатели династии и дела, которое приносит людям пользу и радость.

— А что бывает, если слон заболел?

— Вызываем ветеринара. Если что-то непонятно, назначается консилиум, приезжают ветврачи из других городов и принимается решение. Например, наших слонов курирует ветврач из Московского зоопарка, мы всегда обращаемся к нему за советом, потому что он хороший специалист по слонам. А сейчас мы ведем переговоры с ветврачом из Таллина. Это далеко, но настоящих специалистов по слонам очень мало. Этот врач часто выезжает в Танзанию и там спасает людей от слонов. Недавно он рассказывал случай: слоны объелись перегнивших фруктов, опьянели и стали нападать на рестораны. И местные власти попросили, чтобы он временно усыпил буянов и их можно было перевезти в специальное место.

— Я всю жизнь хотела узнать, болят ли у слонов зубы?

— И болят, и выпадают. В течение жизни у слонов пять раз меняются зубы. Старые зубы выпадают целиком и вырастают новые. И собственно цикл жизни слона зависит от смены зубов. После пятой смены жизнь подходит к концу. И знаете, почему говорят, что кладбище слонов — водопады? Это мистическая история. Ведь пища слонов — это ветки деревьев, фрукты и листья. Когда у них выпадают зубы, они едят самую мягкую пищу, а она находится возле водоемов, это камыш. И вот слоны направляются туда и там проводят последние дни.

— Сколько еды в день требуется слону?

— Около 150 килограммов. Главное — сено, на завтрак животное съедает около 20 кг каши, то есть ведро. Бананы, яблоки и сахар мы даем во время репетиции, так как они должны понимать, за что делают трюк. В день могут получить приблизительно килограмм сахара.

— А когда они гуляют и как проводят лето?

— Гуляют каждый день, конечно, но это в цирковом дворе. А летом мы их вывозим на природу. Когда мы работаем в провинциальных городах, у нас там больше выходных, чем в Москве. Находим водоемы, вокруг которых лес или поля, разбиваем лагерь. И четыре дня в неделю живем как Робинзоны.

— Самый престижный в мире цирковой фестиваль проходит в Монте-Карло. Вы там были?

— В Москву приезжала принцесса Стефания, пригласила меня на этот фестиваль, но наши животные входят в Красную книгу, нужно оформлять тонну бумаг и привезти их в Европу чрезвычайно трудно. Поэтому мы там не были.

— Вот вы работаете в эпицентре праздника. Но я даже представить не могу, что такое праздник лично для вас?

— Это эмоции. Где я их беру? В путешествиях, в движении, в скорости. Мы ходим в театр и на выступления коллег. И чем старше становишься, тем больше начинаешь ценить труд других людей, понимаешь, что сам этого сделать никогда не сможешь, и с высоты собственного опыта осознаешь, чего это стоит человеку.

 

фото: Из личного архива
Бабушка Андрея, Нина Корнилова. А похожа на фею...
 

 

— Скажите, а вы во время выступления в состоянии увидеть людей, которые никак не реагируют или им не нравится то, что вы делаете?

— Нам очень хорошо видны люди, которые не соответствуют общей вибрации происходящего. И это дает некий сбой. Именно поэтому я не люблю работать заказные спектакли, когда приезжают богатые люди и ты работаешь в зале на 2 тысячи зрителей, а там сидят человек тридцать, и им ничего не надо.

■ ■ ■

Андрею 35 лет, и его жизнь проходит на бешеной скорости. Утром репетиция, потом тренировка, потом снова репетиция, потом представление, крошечная дочка Вероника — и все. Утро. Читать заставляет себя насильно, после работы. Сейчас, например, читает книгу знаменитого японца Митио Каку, такой научный детектив, который раскрывает теорию гиперпространства. Когда гуляет с собакой Добрыней, всегда слушает аудиокниги. И занимается китайским боевым искусством, которое помогает немного себя дисциплинировать. Говорит: я понимаю, что у меня есть плохие качества. Например, упертость. Борется со вспыльчивостью. А еще вместе с женой Катей готовится к постановке конного аттракциона. Кстати, Екатерина, выпускница экономического вуза, очень здорово летает на слонах. И шпагат у нее истинно балетный.

И есть у него один замысел, который не мог не появиться у человека, отравленного цирком и кинематографом. Он придумал сценарий фильма, который хочет снять к 100-летию Росгосцирка в 2019 году. Корнилов мечтает рассказать об удивительных событиях, которые пронизывают всю его столетнюю историю. И показана она будет через историю великого человека, которого звали Лев Осинский.

Осинский был эквилибристом и попал в цирк из детприемника. Его родителей арестовали как врагов народа. Из цирка он ушел на войну, и там потерял руку. А когда вернулся, нашел в себе силы и продолжил заниматься эквилибром без руки, во что очень трудно поверить.

— Я считаю, что в нашем мире это свой Маресьев. Это феноменальный мир, только никто об этом не знает. Ведь когда началась война, именно из цирка на Цветном в полном составе на фронт ушел легендарный конный коллектив Туганова. И они дошли до Берлина. Очень хочу показать, как люди относились к животным, как они вели себя во время бомбежки, как животные убегали из цирка, а их спасали.

И хочу, чтобы в этом фильме была показана подлинная жизнь цирковых артистов. Знаете, как мы празднуем Новый год? Если мы на гастролях, у нас на следующий день представление, поэтому мы все собираемся на манеже и поднимаем цирковую елку. До сих пор про жизнь цирковых артистов настоящего фильма пока нет. Есть фильмы, где цирк показан как праздник, но это не то.

Я спросила Андрея, а зачем он вообще нужен, цирк, и для чего люди рискуют жизнью? И он ответил, что цирк был создан для того, чтобы удивлять.

Я спросила: а зачем нужно удивлять?

Он сказал:

— Чтобы увидеть в глазах другого человека восторг. Я считаю, что наше ремесло — показывать людям то, чего нет в их повседневной жизни. Возникает такой магический круг. Когда человек получает от других аплодисменты, улыбки, происходит обмен энергиями. Ты отдаешь свою и взамен получаешь гораздо большую. Это очень интересная тема. Бывает, что работаешь три представления в день, и на втором силы заканчиваются. А вечером открывается второе дыхание. И это связано именно с энергией зала. В этот момент все твои проблемы сходят на нет.

■ ■ ■

Удивляться подлости или гадости очень просто. А вот удивиться, когда человек взмывает под купол цирка, умеют не все. Ну, под купол. Ну, взлетел. И когда слон встает на задние ноги, и эти две тонны кокетничают — к этому удивлению тоже готовы не все. А без энергии удивления ничего на свете произойти не может. Она зажигает огонь, который не гаснет. Она зажигает глаза. Она возвращает взрослых в детство. Она учит детей тому, что все возможно. И тогда у людей все получается.

Мы подошли к слонихе Ранго, и Андрей попросил ее: скажи «а»!

Та покачала головой — дескать, неохота.

Он повторил просьбу.

Нет.

На третий раз она улыбнулась и сказала «а-а-а»! И все вокруг захлопали. А Андрей положил ей в рот буханку черного хлеба. Слоны очень смешно улыбаются. И за один присест могут слопать пять буханок. Но уж тогда они становятся похожи на хомяков, а куда это годится?

Источник

1786


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95