По данным ВЦИОМ, 60 процентов горожан в нашей стране — дачники. Майские праздники, превратившиеся в этом году в весенние каникулы, стали настоящим торжеством дачной идеи, которая, если присмотреться, может стать идеей национальной. Ее смысл в том, что до сих пор Россия так и не стала городской страной, а ее городские жители — не вполне горожане.
В этом году мы впервые пережили вторые длинные выходные. Впрочем, вряд ли кто особо заметил, что новогодние каникулы уменьшились на два дня. Да и уменьшились они только в постановлении правительства. В таких случаях народ сразу вспоминает про отгулы, сверхурочные, больничные, двоюродную тетю в другом городе и еще много чего. В общем, понятно, что в эти два рабочих дня между праздниками редко кого найдешь на рабочем месте. А уж в жалкий промежуток между пятидневным Первомаем и четырехдневным Днем Победы, в
— Вообще то, конечно, в течение четырнадцати рабочих дней, но тут когда вы их дождетесь, рабочих дней то, — с первого по пятнадцатое завод, ясное дело, встанет, так что раньше конца мая не ждите, — предупредила еще в середине прошлого месяца дама из фирмы по установке окон и жалюзи.
Завод, разумеется, встал. Как многие другие заводы и фабрики нашей необъятной Родины. Позакрывались офисы. Опустели школы, вузы и поликлиники. И все это была не общенациональная катастрофа, а общенациональная радость.
Страна съехала на дачу.
Она и каждый год съезжала, но в этот раз — с явного благословения и одобрения власти. Пока еще, правда, благословение это иносказательное, просто широкий жест в виде девяти выходных. Но не удивлюсь, если через пару лет эти длинные весенние каникулы назовут «дачными» вполне официально.
Потому что «дача» — это наша национальная идея. И это такая уж духовная скрепа, что надежнее не придумаешь.
И все потому, что (это третье, и самое главное) и в XXI веке Россия все еще не вполне городская страна. История дачи как явления чисто русского практически совпадает с историей отечественной городской цивилизации. Бывшие крестьяне, несколькими волнами переселившиеся в города в течение примерно трех столетий, так до конца и не почувствовали себя дома. И все еще не построили себе настоящий дом, то есть город, из которого не хочется бежать каждое лето — с парками, лесными массивами, чистым воздухом.
Здесь можно, конечно, вспомнить, что нынешняя массовая дачная культура не от хорошей жизни такова. Хрущевские «шесть соток», а там и брежневские «пятнадцать» спасали советского горожанина если не от голода, то хотя бы отчасти — от стояния в очереди за той же картошкой в овощном. Картошка хранилась в мешке на балконе, там же — лук с морковкой; банки с
Но
Правда, дачник все чаще набивает в поисковике «альпийская горка как построить», а потом идет строить альпийскую горку. Или разбивать японский садик. По данным ВЦИОМ, примерно треть российских дачников занимаются ландшафтным дизайном, и это, наверное, самое приятное и современное оправдание «дачности» как мироощущения и «дачничества» как образа жизни.
На самом деле вот такое непрагматичное отношение к дачному
Говорят, на таких окраинах
Воздух чище и легче жить.
И пойдут лоскуты выкраивать,
Перекладинами рябить, —
это не про чистый воздух, это гремучая смесь сарказма и брезгливости.
Сегодня трудно до конца осознать, чем русской словесности так не угодили те дачники, маленькие люди из больших городов, которые тысячами приезжали на лето снять домик, а иногда и угол в крестьянской избе — только бы пожить летом на природе. Антимещанский пафос понятен. Но тогдашние угрозы «восстания масс» в самом его начале по сравнению с нынешним состоянием массового человека — сущее детство.
Тут стоит вспомнить, кто они, эти маленькие люди. Они зародились как социальный слой после отмены крепостного права, после реформ
История отечественного дачника — именно потому, что он так многочислен — легко укладывается в сюжет о потерянном рае: городская жизнь тяжела и непривычна, а назад не берут. Дело не в том, что жизнь русской деревни была райски легка и приятна. Она была привычна. Привычку к чему угодно, как бы она ни называлась — «лад», «традиция», «стабильность», — у нас, как правило, и называют раем. Все равно, что такое рай на самом деле, не знает никто.
Именно поэтому шестьдесят процентов горожан, уставших быть горожанами, срываются с мест каждую весну. Электрички и автобусы набиты битком. На выезде из города стоят многочасовые пробки. Чем больше город, тем дальше дача. В малых городах расстояния сокращаются, на дачу можно просто сходить пешком. Но любой малый город, сам наполовину деревня, все равно окружен дачными поселками. И все это великое переселение народов — ради того, чтобы посадить грядки, прибрать в саду или просто посидеть на крыльце с чашкой мятного чая. Или устроить в огороде застолье с шашлыками и оглушительной музыкой из автомобильных колонок. Всяк развлекается перед закрытыми райскими дверями, как может. Главное, каждый осознает, что все это не навсегда, а только на время выходных и летних отпусков. Этим идея дачи отличается от идеи загородного дома. Дача (даже если это трехэтажный особняк) — не дом, это временное пристанище для временного состояния — ностальгии по всему, о чем никто давно уже не помнит…
Ольга Лебедушкина