Эдуард Николаевич Артемьев родился в Новосибирске в московской семье, которая была здесь проездом. Отец Эдуарда работал в разных городах страны. Поэтому в семь лет мальчик был отправлен в столицу к своему дяде, хоровому дирижеру, профессору Московской консерватории Николаю Демьянову. Первая любовь к музыке стала проявляться у будущего композитора еще в детстве, когда он слушал в исполнении его дяди поздние опусы Александра Скрябина. Благодаря богатой музыкальной библиотеке Эдуард Артемьев с юных лет развивался на произведениях Стравинского, Дебюсси, Доницетти, Пуччини, Беллини
Сочинять музыку юноша начал в стенах Московского хорового училища, где он обучался под руководством Мераба Парцхаладзе, организовавшего факультативный курс композиции. В 1955 году он стал выпускником этого училища, которое сейчас носит название "Академия хорового искусства имени В.С. Попова". А спустя пять лет Артемьев окончил теоретико-композиторский факультет Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского (класс Юрия Шапорина и Николая Сидельникова).
Переломным моментом в судьбе Артемьева стала встреча в 1960 году с инженером Евгением Мурзиным, работавшим в области звукосинтеза. Созданный Мурзиным уникальный фотоэлектронный синтезатор АНС (первые буквы фамилии, имени и отчества Александра Николаевича Скрябина) привлек группу молодых композиторов, и в отечественной музыке родилось новое направление – направление электронной музыки.
В 1961-1963 годах Эдуард Артемьев работал в научно-исследовательском институте в лаборатории исследования звука под руководством Мурзина, где активно пропагандировал электронную музыку, выступал в печати. Он погрузился в эксперименты, увлекся исследованием истории и теории электронной музыки, написав "Заметки об электронной музыке".
В 1966 году Артемьев стал работать в первой студии электронной музыки Евгения Мурзина.
Сочинения Эдуарда Артемьева 1960-х – начала 1970-х годов принадлежали к эстетике авангарда. В этот период им были написаны произведения крупных форм: оратория на стихи Александра Твардовского "Я убит подо Ржевом" (1960, дипломная работа), симфоническая сюита "Хороводы" (1960), сюита для женского хора и оркестра "Лубки" (1962), кантата "Вольные песни" (1967), одночастный концерт для альта (1961), музыка к пантомиме "За мертвыми душами" (1966).
В ранних электронных композициях Артемьева, написанных в период изучения АНСа, главным образом демонстрируются возможности инструмента. Это пьесы "В космосе", "Звездный ноктюрн" (1961), "Этюд" (1964), где найдены электронные сонорные звучности, колористические фоны, дающие пространственный эффект.
В своем этапном произведении "Мозаика" (1967) Артемьев пришел к новому для себя типу композиции – электронно-сонорной технике, где тембры – "соноры" становятся самостоятельными выразителями движения звука в пространстве. "Мозаика" получила признание на фестивалях современной музыки в итальянских городах Флоренции (1968), Венеции (1969), французском Оранже (1970) и других городах.
В 1970-1980-е годы композитор написал симфонию "Семь врат в мир Сатори" для скрипки, рок группы и электронной фонограммы (1974); электронную рок композицию "Мираж" (1974); поэму для рок-ансамбля "Человек у огня" (1977); кантату "Ритуал" (1980, 1987 – новая редакция под названием "Ода доброму вестнику") на стихи Пьера де Кубертена для нескольких хоров, синтезаторов, рок-группы и симфонического оркестра, посвященную открытию Олимпийских игр в Москве, вокально-инструментальный цикл "Тепло земли" (1981, оперная версия – 1988), три поэмы для сопрано и синтезатора (1982) – "Белый голубь", "Видение" и "Лето"; симфонию "Пилигримы" (1982).
В 1989 году на основе музыки к фильмам Тарковского Артемьевым создан цикл из 13 композиций, объединенных названием "Солярис", "Зеркало", "Сталкер".
Композиция Артемьева "Три взгляда на революцию", созданная к 200-летию Французской революции, стала настоящим открытием на Фестивале электронной музыки в Бурже 1989 года.
В 2000 году Эдуард Артемьев завершил работу над оперой "Раскольников" по роману Федора Достоевского "Преступление и наказание" (либретто Андрея Кончаловского, Марка Розовского, Юрия Ряшенцева), начатой им еще в 1977 году.
Сочинения Эдуарда Артемьева звучали в Англии, Австралии, Аргентине, Бразилии, Венгрии, Германии, Италии, Канаде, США, Финляндии, Франции и Японии.
В начале 1960-х годов электронными опытами Артемьева заинтересовались кинематографисты. Электронные эффекты, подчеркнутые "неземным" звучанием сначала использовались в фильмах о космосе. Первой картиной Артемьева стал фильм "Мечте навстречу" режиссеров Михаила Карюкова и Отара Коберидзе (1963).
Одновременно в 1960 е годы композитор создал электронно-музыкальный дизайн для выставочных павильонов "Электроника" в Москве и "Советская космическая техника" в Лондоне (1962), которые были отмечены медалями.
В 1960-е годы Артемьев написал музыку к художественным фильмам "Арена" (1967), "Доктор Вера" (1967), "Урок литературы" (1968), "Встреча у старой мечети" (1969), "Каждый вечер в одиннадцать" (1969).
Эдуард Артемьев – автор музыки к советским детективам "Чисто английское убийство" (1974), "Сыщик" (1979), "ТАСС уполномочен заявить" (1984), "Соучастие в убийстве" (1985), "Визит к Минотавру" (1987), "Вход в лабиринт" (1989), "Палач" (1990), "Гений" (1991) и многим другим.
Важную роль в творческой жизни композитора сыграла встреча с известным режиссером Андреем Тарковским, которого привлекла аудиовизуальность и пространственность музыки Артемьева, его способность создавать обобщенные образы символы. Артемьев принял участие в трех фильмах Тарковского – "Солярис" (1972), "Зеркало" (1974) и "Сталкер" (1979), а также в спектакле "Гамлет", постановку которого режиссер осуществил в 1970-е годы в Московском театре имени Ленинского комсомола (ныне Московский государственный театр "Ленком").
Эдуард Артемьев написал музыку к фильмах режиссера Никиты Михалкова – "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974), "Раба любви" (1975), "Неоконченная пьеса для механического пианино" (1976), "Несколько дней из жизни Обломова" (1979), "Родня" (1981), "Урга: Территория любви" (1991), "Утомленные солнцем" (1994), "Мама" (1999) и другим.
Сотрудничество с режиссером Андреем Кончаловским, начатое в "Сибириаде"(1978), продолжилось на сцене парижского театра "Одеон" в чеховской "Чайке" (1989), а также на студиях Голливуда в фильмах "Гомер и Эдди" (1989), "Ближний круг" (1991), мини сериале "Одиссей" (1997), в последних картинах режиссера "Дом дураков" (2002), "Глянец" (2007), "Щелкунчик и Крысиный король" 3D (2011).
Эдуард Артемьев также сотрудничал со многими известными российскими режиссерами, среди которых Вадим Абдрашитов, Денис Евстигнеев, Александр Прошкин, Самсон Самсонов, Александр Фокин, Павел Чухрай, Карен хназаров и другие.
Всего Артемьев написал музыку более чем к 170 кинофильмам.
Он является автором музыки более чем к 30 театральным постановкам. Среди театральных работ композитора музыка к спектаклям "Идиот" (1986) и "Статья" (1986), поставленным в Центральном академическом театре Российской армии; "Кресло" (1989) и "Платонов" (1994) – в Театре под руководством Табакова; "Приключения капитана Батса" (1989) – в Рязанском детском театре; "Преступление и наказание" (1999) в Санкт Петербургском театре современной оперы. Среди зарубежных спектаклей – "Механическое пианино" (1987) в Teatro di Roma и "Чайка" (1989) в парижском театре "Одеон".
Эдуард Артемьев является президентом основанной им в 1990 году Российской ассоциации электроакустической музыки, членом исполнительного комитета Интернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при ЮНЕСКО.
Он читал лекции для студентов композиторов Московской консерватории. С 1964 по 1985 год работал старшим преподавателем по классу инструментовки в Институте культуры.
Член Союза композиторов России и Союза кинематографистов РФ.
Одно из последних сочинений композитора – симфоническая сюита "Алтайский сказ. Полет над временем", посвященная 75-летию Алтайского края, премьера которой состоялась в Национальном драматическом театре республики Алтай в сентябре 2012 года.
Творчество Эдуарда Артемьева было отмечено различными наградами. В 1999 году он был удостоен звания народный артист России.
Композитор является лауреатом Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1988) за фильм "Курьер", трех Государственных премий РФ в области литературы и искусства (1993, 1995, 1999) за художественные кинофильмы, "Урга", "Утомленные солнцем" и "Сибирский цирюльник". Композитор – обладатель трех кинематографических премий "Ника" (1995, 2000, 2006) за музыку к кинофильмам "Лимита", "Мама" и "Водитель для Веры", приза имени Микаэла Таривердиева фестиваля "Кинотавр" (1999) за лучшую музыку к фильму "Мама", специальной премии Московского международного кинофестиваля (2001).
Материал подготовлен на основе информации
РИА Новости и открытых источников