Госдума голосами «Единой России» и части справороссов поддержала в первом чтении законопроект о суверенном российском Интернете. Длительное обсуждение с участием представителя Минкомсвязи не прояснило ни цену вопроса, ни многие важные детали масштабного проекта. Один из депутатов в итоге назвал принятое «законопроектом на букву «Г».
Ещё с утра Владимир Жириновский заявил, что депутат от ЛДПР Андрей Луговой «больше не является автором» инициативы. Но отозвать подпись по регламенту может только депутат лично, а Луговой делать это категорически отказался. «Мы постараемся применить к нему дисциплинарные меры»,- сказал потом вице-спикер Игорь Лебедев (ЛДПР).
Ключевым здесь является слово «постараемся» - рычаги воздействия руководства ЛДПР на «мятежного» депутата с непростой биографией ограничены…
А вот требования непременно обеспечить присутствие на трибуне в качестве докладчика «от авторов» сенатора Андрея Клишаса на сей раз никто в Госдуме не выдвигал - действительно, зачем, если требования эти г-н Клишас игнорирует. Как и при обсуждении пакета инициатив о неуважении к власти и недостоверных сведениях, отдуваться пришлось сенатору Людмиле Боковой.
Она доложила: главной целью законопроекта является «создание условий по безопасному функционированию российского сегмента Интернета».
В общем, если враги отключат нас от мировой паутины, то предложенные меры позволят противодействовать угрозам, управляя централизованно сетями на территории РФ.
Отслеживать угрозы и в случае чего управлять будет специально созданный на базе Роскомнадзора Центр, пояснил глава думского Комитета по информационной политике и информационным технологиям Леонид Левин («СР»). Роскомнадзор, сказал он - это не спецслужба, а орган публичной власти, подконтрольный обществу и «открытый», поэтому злоупотреблений новыми полномочиями ждать не следует.
«Сколько всё это будет стоить?» - на разные лады спрашивали депутаты. Г-жа Бокова сначала сказала лишь, что в бюджете на 2019 - 21 годы «в строке расходов на национальную экономику и информационное общество все ресурсы на реализацию данной инициативы были заложены».
Потом добавила, что «всё просчитать заранее невозможно» - например, не просчитана ещё стоимость мероприятий по введению новой централизованной системы блокировки запрещенного контента. Потом цифру все-таки назвала - 1,8 млрд.рублей на три года, включая нынешний, и дополнительных расходов, по её словам, не потребуется…
Депутаты окончательно запутались и попросили пояснений у замглавы Минкомсвязи Олега Иванова. Тот повторил сказанное ранее на заседании профильного комитета: 1,8 млрд. - «на первоначальные мероприятия», то есть на создание и содержание Центра отслеживания информационных угроз. А другие «новации» ещё «необходимо экспертно и технологически проработать», и там пока можно оценить расходы «лишь в порядках». «Порядки» эти чиновник не назвал.
Отсутствие официальной информации компенсировалось ссылками депутатов на мнения неназванных «экспертов», которые пророчили бюджетные расходы в пределах от 130 до 150 млрд.рублей.
Ещё депутатов интересовало, не реализуется ли в России «аналог китайского файрвола». «Мы применяем совершенно разные подходы и разные меры»,- заверил Олег Иванов. А г-н Левин пояснил: «в Китае единицы точек входа, а в России их множество, и никто не собирается их число ограничивать». Их собираются «всего лишь» учитывать и сертифицировать. К тому же «в России, в отличие от Китая, работают международные социальные сети», и задача лишь в том, «чтобы они выполняли российское законодательство».
«Но технически можно будет блокировать всё, что вздумается, да?» - спросил Федот Тумусов («СР»). «Речь идет лишь о повышении качества блокирования противоправной информации», - ответил Левин: способы шифрования совершенствуются, и если не принять мер, «может получиться так, что вся запрещенная информация вылезет у нас опять на экраны компьютеров».
«То есть вы приобретаете инструмент, которым сможете одномоментно ограничить доступ к популярным сервисам вроде Facebook или YouTube?»- настаивал Ярослав Нилов (ЛДПР). «Нет. Мы находимся в едином правовом поле, и тот же Роскомнадзор действует только по решению суда»,- ответил Олег Иванов. То есть если суд, как в случае с Telegram, велит блокировать - тогда да.
Г-жа Бокова честно предупредила, что принимаемый документ - «рамочный», и потребует разработки «около 20 подзаконных актов», в которых многие важные детали будут прояснены. Кстати, в Минкомсвязи ранее называли другую цифру: около 40 постановлений и распоряжений…
С критикой разной степени резкости выступили представители ЛДПР, КПРФ и части «СР» (справороссы раскололись - часть поддержала инициативу Клишаса-Боковой-Лугового, а часть не смогла).
«Нас пугают, что могут отключить всё. Но скажите, если ваш дом могут отключить от света, на кой вам вешать замки на все розетки и выключатели?» - спросил Сергей Иванов (ЛДПР). И сказал, что законопроекты вообще-то бывают четырех категорий: «А» - ах, какой хороший, «Б» - более-менее, «В» - вредный, и «Г»». Тот, что принимается - из четвертой категории, считает он.
«Что такое угроза, о которой говорится? Зависает Facebook, случился сбой в отправке электронной почты, невозможно оплатить покупку картой в некоторых ресурсах? Правительство само это определит, исходя из политической конъюнктуры», - предположил Александр Ющенко (КПРФ)…
«Не на каждую розетку замок, а в каждый дом генератор!» - замглавы Минкомсвязи дал свою версию сути законопроекта. И признал, что ко второму чтению необходима «глубокая и тщательная доработка» текста.
Марина Озерова