«Бесчестье» — фильм о преодолении романтического эгоцентризма.
Профессор литературы Дэвид Лури, специализирующийся на английском романтизме, в частности, на Байроне, что уже само по себе симптоматично, в начале фильма ведет себя в соответствии с романтическим мироощущением. Как эгоист! Возжелал студентку — взял. Нельзя сказать, чтоб насильно, но супротив воли. Это хорошо видно из постельной сцены на полу. Девушка и хочет противиться, и не может противостоять демонической личности циника, Манфреду XXI века, который губит ее честь как бы между делом.
«Кто в праве судить меня, кроме меня самого? Как можно наказывать за вожделение, естественное проявление мужской натуры?». Дэвид не раскаивается. Напротив, он бравирует своей исключительностью. Нет, он не с радостью оставляет университет (его, мягко говоря, попросили), но ему проще расстаться с работой, чем со своим романтическим мироощущением.
«Каяться? Уж лучше бы они меня к стенке поставили», — сообщает он дочери.
Однако жизнь вносит коррективы в романтическую идеологию профессора, когда трое негров насилуют его дочь.
Дочь — антипод отца. Она не противопоставляет себя миру, а пытается слиться с ним, стать его органичной частью. Она отказывается обратиться в полицию, не хочет ссориться с соседями, родственниками одного из насильников. Поначалу отцу ее не понять. Но со временем, пройдя девять кругов бесчестья, он принимает ее толерантную и смиренную позицию. Принимает неродившегося внука, зачатого дебиловатым малолетним насильником, встает на колени перед родителями соблазненной студентки, ее сестрой…
Это фильм о смене мировоззренческих установок, о преодолении гордыни и несостоятельности байронизма, как поведенческого типа. Это драма эгоистического сознания, обретшего истину и, как следствие, гармонию. Для этого герою пришлось пройти путь от интеллектуальной элиты до классовых низов, опуститься на самое дно жизни, чтобы возрасти духовно.
Фильм потрясает постоянным накатом волн бесчестья. Под конец фильма унижения героя становятся уже нестерпимыми. Сосед негр, идущий на любые меры для того, чтобы заполучить землю одинокой женщины, дочери Лури, вызывает все большее негодование. Так и ждешь, когда же Дэвида, наконец, «прорвет», и он возьмет в руки дробовик и покажет кто хозяин. Но также прекрасно понимаешь, что этого не случится, ибо крестный путь героя лежит через приятие бесчестья. Не случайно в финале, когда дочь посылает Лури сообщить соседу, что принимает его предложение (она записывает землю на него и фиктивно выходит за него замуж, а он обеспечивает ей защиту и кров), персонаж Дж. Малковича говорит задумчиво: «Как собака…». Произносит это и… идет.
В какой-то момент Лури не выдерживает, ссорится с дочерью и уезжает, но в итоге возвращается. Примирение с жизнью состоялось!
Личная оценка: 9 из 10.
Отличный фильм о взаимоотношениях, когда из огородного конфликта вырастает человеческая драма, кардинально меняющая судьбу.
Адрес иллюстраций: kinopoisk.ru
Ваш Михаил Лайкин