Ушли родители, уходят сверстники.
Куда уходят? Кажется: это неугадаемо, непостижимо, нам не дано.
Однако с
нет, не исчезли. И — ничего больше
мы не узнаем, пока живы.
А.И.Солженицын
Мое поколение и по дате рождения, и по первому мировоззренческому осязанию себя в этом мире без натяжки может называться солженицынским. Мы, родившиеся в
Именно в этот год в одиннадцатом номере «Нового мира» был напечатан рассказ, с которого очень многое в СССР забрезжило и очень многое понеслось к обрушению. Так началась эпоха Солженицына.
Но сейчас
…Сентябрь в середине
Лет через десять вместе с Шуриком, благополучно защитившим к тому времени кандидатскую диссертацию, мы попали на военные сборы, и
* * *
К зданию Академии наук, где проходило прощание с Александром Исаевичем, я шел по лабиринту выставленных металлических ограждений. Возможно, предполагалось скопление людей, длинная очередь, которую эти ограждения должны были бы
Но вот не понадобилось сдерживать людей (во всяком случае в тот час, когда я пришел к зданию президиума РАН). Реденькой цепочкой люди шли впереди меня и позади, и под серым дождем само собой возникало ощущение сиротства, крайнего одиночества. И
* * *
Александра Исаевича Солженицына хоронили в день памяти святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, «положивших живот свой за други своя». Молодые князья могли скрыться от своих врагов, могли убежать, могли вывести свои дружины и дать бой, но они предпочли выйти безоружными и погибнуть.
Мог ли он тогда надеяться, что у него, бывшего лагерника и ракового больного, впереди еще целых сорок лет жизни,
счастливое отцовство, мировая слава и Нобелевская премия? Тогда, в
* * *
Я виделся с Александром Исаевичем четыре или пять раз. Иногда это были минуты, а однажды я был рядом с ним почти целый день. Но произнести: «Я встречался с Солженицыным» — нет, немыслимо. Звучит
И скоро, наверное, захочется припомнить и записать все о них в подробностях. Но это потом, а пока просто вспоминаю Александра Исаевича. Как удивительно сочетались в нем летящая навстречу тебе доброжелательность с невероятной четкостью и стремлением предельно насытить мыслями и поступками каждую минуту пребывания на этой земле. Он умел чувствовать главное и предельно концентрироваться на нем.
Весь образ его существования начисто ломал стойкие представления о русском человеке как стихийном, шальном и бессистемном существе, подверженном лишь эмоциям. Это стремление к самоорганизации и самодисциплине Солженицын настойчиво пытался внушить всем окружающим, всем читателям, всему народу, считая, что мы заимствуем у Запада вовсе не то, что стоило бы. А стоило бы перенять систему местного самоуправления, дополнив ее нашими, отечественными традициями. Увы, наши политики в
Многим сейчас кажется, что Солженицын тогда, в начале
Но Россия историческая, подлинная — она никогда не жила в одном измерении. Время от времени она являет миру пример невозможного. Того, что ни по каким рациональным выкладкам быть не могло в принципе. Не могло быть Сергия Радонежского и Серафима Саровского, почти невероятно было появление на свет Ломоносова и Пушкина, маловероятен был май
Вот сейчас слышу с экрана: «ушла эпоха Солженицына», «провожаем эпоху»… А не торопимся ли? Я убежден, что с эпохой Солженицына рано прощаться.
* * *
Во время отпевания Александра Исаевича в Донском монастыре мы стояли с женой в тесном притворе. Мимо тихонько текли люди, какие в московской толпе давно уже неразличимы. Поседевшие «вечные студенты» в очках с толстыми линзами, в потертых свитерах и заношенных ветровках — таких я видел в читальных залах и очередях на подписку. Сутулые, погруженные в себя, близорукие старики с лицами, обрамленными седыми, неухоженными бородками, — таких я встречал
Глядя на текущую мимо меня реку людей, я неотвязно вспоминал П.Корина с его набросками к картине «Русь уходящая». Люди, пришедшие в Донской монастырь проводить Солженицына, были совсем не похожи на тех могучих богатырей, суровых стоиков и неприступных аскетов, которых так торопился запечатлеть Корин в начале
Насколько эта сегодняшняя Русь советская или антисоветская — тут, в храме, это абсолютно не важно. Важно, что Русь. Важно, что уходящая…
* * *
Народу в соборе все прибывает и прибывает, и все больше знакомых, узнаваемых лиц, но вокруг нет даже шелеста голосов. Все остаются сосредоточены на
«Всем, кому не хватило жизни…» — с этих четырех слов начинается главная книга А.И.Солженицына.
Жизни всегда не хватает.
Шеваров Дмитрий