...До дня Рождения Пушкина осталось... А что, собственно мы знаем о Пушкине?
Пушкинисты твердят, что знают о нем все.
Ой-ли? Данная статья, написанная как аннотация к книге, а тем более САМА КНИГА, перечеркивает практически ВСЮ их работу. И как факт полное молчание со стороны Пушкинского Дома. Хотя им книга была доставлена ЛИЧНО (в виде рукописи!) еще в 1994 году.
Сегодня мы предлагаем эту статью широкому кругу читателей.
Накануне 200-летнего юбилея А.С.Пушкина интерес к его личности неудивителен и неслучаен. Мы надеемся открыть в нем что-то еще неоткрытое и неизведанное.
И не зря надеемся. Словно идя навстречу нашим пожеланиям, великий русский поэт и писатель вдруг предстает перед нами в совершенно неожиданном свете. 0казывается,что он более велик и прекрасен, чем мы себе это представляли до сих пор.
Он сумел отправить послание далеким потомкам, т.е. нам через головы своих современников и представителей ближайших к ним поколений, высказав при этом свое собственное отношение к некоторым проблемам российской действительности, которые сегодня нам представляются вечными, настолько они объединяют века минувшие и век нынешний. Речь идет о произведении шифрограмме.
Зашифровывать свои мысли Пушкин начал давно, но наиболее преуспел в этом деле, когда стремился скрыть информацию о декабристском движении. Какими только приемами он при этом не пользовался! Это могли быть буквы и точки, даты, рисунки, едва уловимые намеки, изменение порядка в размещении строк стихотворения... Но оказывается, все это было так, пробой пера, накоплением опыта в построении такой системы шифра, которая отвечала бы его целям:
- Донести до потомков информацию о декабристском движении, которая не была известна Следственной комиссии.
- Не навредить современникам.
- Не дать им (современникам) навредить его собственным идеям.
Этот замысел ему удался. Созданная им шифрограмма оставалась неразгаданной 163 года... Речь идет о романе "Дубровский".
Когда-нибудь потомки будут удивляться тому, что мы так долго не видели написанного черным по белому. Но дело здесь не только в том, что мы "ленивы и нелюбопытны", а в том, что пушкинский шифр невероятно сложен. Сложность его складывается вот из чего. Во-первых, Пушкин применил большое количество приемов, т.е. элементов, из которых шифр составлен. Во-вторых, многообразие этих элементов кажется, на первый взгляд, безграничным. В-третьих, и это главное, для зашифровки отдельных блоков информации писатель использовал комбинации из этих многообразных приемов, наращивая в случае необходимости их количество. Чем больше опасности несла та или иная информация ему или его современникам, тем большее количество элементов шифра он использовал для ее сокрытия.
В результате взгляд читателей и критиков более полутора столетий скользил по предельно насыщенным информацией разделам текста, нигде не останавливаясь и ничего не фиксируя. Более того, и это не может не удивлять, взгляд скользил по одному, а сознание фиксировало совершенно другое. Для того, чтобы это не происходило, нужен был дешифровочный ключ.
Если бы в свое время роман "Дубровский" попался на глаза Артуру Конан Дойлу (только не в той редакции, в которой его издали), то пушкинская шифрограмма была бы расшифрована еще 100 лет тому назад, ибо дешифровочный ключ к ней это метод логического анализа, которым пользовался Шерлок Холмс и который с тех пор ничуть не изменился.
Если бы роман "Дубровский" лет сорок назад попал в поле зрения ученых-семиологов, он тоже был бы расшифрован, так как представляет собой систему знаков, что является предметом исследования этой отрасли науки. Элементы дешифровочного ключа таковы.:
- Умение замечать "мелочи".
- Умение задать себе вопрос: что та или иная "мелочь" может значить.
- Умение выстроить все возможные версии, которые могли бы объяснить наличие "мелочей" в тексте.
- Умение проверить выдвинутые версии и исключить те, которые этому исключению поддаются.
- Умение между отдельными блоками информации, открывшейся в результате установления значения "мелочей" найти взаимосвязь.
- Умение из отдельных мыслей, встающих за каждой из "мелочей", воссоздать целостную информационную суть.
Нам придется признать, что в понимании значения "мелочей" для восстановления картины событий Пушкин на полстолетия опередил Конан Дойла. Но надо отдать должное и английскому писателю без него, без его просветительской миссии, направленной на активизацию человеческого мышления пушкинская шифрограмма вряд ли была бы расшифрована сегодня. Произведения о Шерлоке Холмсе это безусловный вклад в развитие прогресса.
Значение самой пушкинской шифрограммы нам еще предстоит постичь и осмыслить.
Особенно непростая в этом плане задача стоит перед учеными-пушкинистами, которые в свое время не заметили пушкинской хитрости и попались в расставленную им ловушку, приняв шифрограмму за незавершенное произведение.
Конечно, это неприятно, примириться с мыслью о том, что роман печатался с пятью текстологическими ошибками, которые вообще сделали невозможным проникновение в его идейный замысел. Неприятно сознавать, что все Примечания к роману не соответствуют истине и нуждаются в полной замене. Неприятно понимать и то, что все статьи, отзывы и рецензии, посвященные "Дубровскому" ошибочны. Но какими же они могли быть, если их авторы дешифровочным ключом не пользовались, да о нем первые полстолетия после смерти Пушкина и не могли знать, т.к. Конан Дойль еще не создал своего героя! Положение с пониманием романа сложилось не сегодня и современные критики ответственность за это нести не могут, т.к. отдаление во времени разгадки шифрограммы было обусловлено волей Пушкина.
Со стереотипами и иллюзиями расставаться придется все равно. Владимир Дубровский не мелодраматический герой, как считал Белинский, и не мягкий и романтический, как считал историк Ключевский. Он убийца четверых человек, и автор его за убийства осудил. Его шайка это вовсе не шайка, а какое-то антикрепостническое объединение крестьян, выступившее против помещиков, и это выступление Пушкин, как и преступление Дубровского, осудил. Шайка эта орудовала на территории Рязанской и Тамбовской губерний с начала октября 1824 г. по середину июля 1826 года, а не 10 месяцев, как принято считать, так как критики не заметили скрытого Пушкиным времени. Дубровский руководил этим антикрепостническим объединением только 9,5 месяцев, а первый год у этого движения был другой руководитель. Пушкин изобразил его в образе генерала гостя Глобовой, которого все по недоразумению принимают за Дубровского. Этот гость Глобовой вовсе не был похож на героя воины 1812 года Якова Петровича Кульнева, как указано в Примечаниях, т. к. Я.П.Кульнев не был черноволос и вместо бороды, описанной Пушкиным, носил бакенбарды. Дата "14 декабря", выставленная под девятой главой, в которой изображен генерал, не просто дата, а намек на связь этого человека с событиями на Сенатской площади, тем более, что Пушкин оставил подсказки, позволявшие выйти на год, когда генерал останавливал приказчика, а затем посещал упомянутую помещицу. Это был год 1825. Оставить случайно две составляющие трагической даты писатель не мог. Восстание декабристов он осудил тоже и осудил его участников, т. к. насилие приемлемой формой решения социальных проблем он не считал, а признавал главенство Закона. Вину за крестьянское восстание и за дворянское Пушкин возложил на Екатерину II и на Александра I, пришедших к своему царствованию через преступление и этим способствовавших нарастанию межсословных и внутрисословных противоречий, поставивших страну на грань катастрофы.
Отрицательное отношение к тем, кто осуществляет насилие, не помешало ему проповедовать к оступившимся милосердие и осуждать жестокость. Именно за жестокость по отношению к декабристам казненным и сосланным он осудил Николая I.
Проникнуть в идейный замысел романа помогло проникновение в скрытую, никем не видимую сюжетную линию, действие которой начало развиваться за 70 лет до ссоры двух помещиков. Пушкин спрятал эту линию с помощью остроумного приема вложения в роман якобы подлинного документа. И хотя он до сих пор считается таковым, о его подлинности не может быть и речи. Хотя бы потому, что в подлинном документе 1826-1827 годов никакой чиновник не додумался бы упомянуть переписи населения, которые произошли в 1850 и в 185б годах, как не додумался бы включить в него указы, никогда в существовавшие в российском законодательстве. Но перечислить всего незамеченного читателями в романе все равно невозможно. Легче прочитать работу в которой это все изложено. Она называется: "О чем заставил задуматься роман А.С.Пушкина "Дубровский". Эта работа вошла в книгу "Шифрограммы русских классиков", изданную в 1996 году в издательстве "Полис" в Одессе. Две другие работы, вошедшие в эту книгу, также могут вызвать интерес читателя.