Парам-пара, забыть пора
Все наши ссоры и придирки,
Мы все добры, как детвора,
Мы все дружны, пока мы в цирке.Ах, как умен вот этот слон,
Как чудеса неотвратимы,
Цирк любит нас, он в нас влюблен,
Пока мы в цирке -— мы любимы.Слова песни из фильма «Старомодная комедия»
На пятилетие Петруши мы с нашей маленькой троицей отправились в цирк!
В это трудно поверить, но так получилось, что я сначала прочитала книгу Ю.В. Никулина «Почти серьёзно…», написала отзыв о ней и только после этого поинтересовалась, что за программа идёт в Московском цирке на Цветном бульваре. Каково было мое удивление, когда я увидела название спектакля - «Почти серьёзно…» Решение купить билеты и приурочить это мероприятие ко дню рождения сыночка было принято моментально.
Ехать решили на автомобиле. Навигатор насчитал нам до пункта назначения один час десять минут, но затем время путешествия тянулось-тянулось, и в итоге растянулось почти в два раза. Хорошо, что выехали сильно заранее. Мы нечастые гости Москвы, а наш папа имеет пока скромный опыт вождения, поэтому двухчасовая напряженная поездка (причем, из двух часов дороги полтора часа мы передвигались именно по столице) запомнилась всем.
Мне лично бросилась в глаза очень ярко выраженная черта столичных автолюбителей - абсолютное отсутствие какого-либо терпения и снисхождения к тем, кто, прямо скажем, никуда не торопится. Согласитесь, нет смысла торопиться, когда ты едешь с тремя маленькими детьми на семиместном Ларгусе.
Но нетерпение водителей проявлялось повсеместно. То и дело я наблюдала ярко выраженное нежелание, к примеру, тех, кто двигался по правой полосе, терпеть впереди себя тех, кто не собирался поворачивать направо (хотя полоса движения предписывала движение не только направо, но и прямо).
В одном случае водитель, которому угрожающе «бибикали» сзади, уступил и прижался левее, освободив дорогу недовольным, а в другом случае водитель оказался менее уступчивым и, выдержав накал сигнальных страстей, стойко продержался до своего маневра.
Наша же смелая вылазка напоминала боевое крещение – «на сцеплении», которое наш верный железный конь – тяжеловес выдержал с достоинством. Более того, по Москве мы прокатились буквально «на парусах» — с верхним багажником, про который бы мы и не вспомнили, если бы он не начал цеплять подвесные элементы на потолке подземной парковки торгового комплекса, расположенного по соседству с цирком. Глаза безмолвного охранника парковки по мере продвижения нашего пепелаца вглубь парковки раскрывались всё шире. Тем не менее, нам удалось припарковаться, и весьма удачно – прямо напротив выхода к лифтам «минус второго этажа».
Лифт мои дети увидели впервые (мы живем на первом этаже двенадцатиэтажного дома, и лифты имеются, но как-то не было подходящего случая ими воспользоваться). Оробевшая детвора поверила маме с папой на слово, что лифт – безопасное и комфортное устройство, которое за секунды поднимет нас из-под земли.
Цирк оказался буквально в нескольких метрах от стоянки и на его ступенях уже образовалась изрядная очередь на вход. Оказалось, что нам ещё повезло, потому что через пару минут размер очереди удвоился.
Все, кроме папы, в цирке были впервые. Что меня приятно удивило, это просторный холл, благодаря которому все остальные конструктивные элементы (гардероб, туалетные комнаты, скамьи, лестница на второй этаж) только выигрывали, соединяясь с бесконечным, казалось, потоком вновь пребывающих на цирковое представление людей.
Второе, что порадовало, это огромное количество детей: от мала до велика.
Я сразу успокоилась: мы приехали по нужному нам адресу во всех смыслах.
Атмосфера цирка очень располагала к себе.
Поднявшись на площадку между лестницами, мы встретили красочную фотозону с голубоглазым улыбающимся сказочным деревом. Здесь все невольно задерживались. Задержались и мы!
На втором этаже люди толпились около продавцов попкорна, выставленных витрин со сценическими костюмами Ю.В. Никулина и экспозиции с его фотографиями. Не располагая свободным временем, я наивно подумала, что смогу рассмотреть их поближе во время антракта. Доброжелательная билетёр указала нам, что наши места с правой стороны.
Спускаясь до своего ряда за руки с детьми, я сразу же прониклась комфортной окружающей обстановкой. Мы удобно расположились и стали ожидать начало представления, посвященного столетию со дня рождения Юрия Никулина, по его книге «Почти серьёзно…».
Первыми публику встретили ковёрные, сразу же покорившие детские сердца во всем зале. В смешных репризах, заполняющих паузы между номерами, клоуны частенько использовали любимую игрушку многих (если не всех) детей — воду. Начали со стакана с водой, в процессе представления один из клоунов до того разошёлся, что пробежал вокруг манежа три раза с «огнетушителем» в руках и при этом поливал из него водой всех напропалую, то есть зрителей ближних рядов (!). Детям понравились репризы со стаканом воды, с гирей и с пылающей шляпой.
Клоуны в прямом смысле зажигали!
Каждый номер спектакля представлял собой определённую веху биографии Юрия Никулина: детство, война, приезд в Москву, поступление в цирковую студию, любовь, кино… На большом экране нас встретил сам Юрий Владимирович, рассказывающий о своей жизни. Звучащий за кадром голос недаром был очень похож на подлинный. Он принадлежит директору цирка и сыну Юрия Владимировича – Максиму Никулину.
В спектакле было использовано много песен в исполнении Юрия Никулина. Под одну из таких знаменитых и любимых всеми песенок «А нам всё равно…» выскочили из огромных клоунских башмаков задорные зайцы и начали вовсю шалить – жонглировать кольцами и крутиться на канатах. Катюше этот номер понравился больше всех.
Петя, осваивающий сейчас полёты на кольцах шведской стенки с комода на пол и обратно, остался в полном восторге от опасных трюков воздушных акробатов. Что они вытворяли! В голове не укладывается, как такое может быть. Например, акробат на высоких ходулях подпрыгивал с подкидной доски, переворачивался в воздухе, приземлялся в нужном месте и умудрялся каким-то образом удержаться на этих ходулях. Другой акробат в прыжке лишился штанов, а попытка в них впрыгнуть под хохот зрителей потерпела полное фиаско.
Варенька отметила девушку-эквилибристку в роли купидона. Она легко и бесстрашно вышагивала по канату, выполняя на нём опасные трюки. Дочка серьёзно заявила:
Мама, я видела у неё за спиной верёвку!
После антракта с замиранием сердца мы наблюдали за гимнастами в ярких костюмах клоунов в перекрёстном воздушном полёте. Они летали, прыгали через голову, ловили друг друга за руки (пару раз - мимо, благо, внизу была натянута страховочная сетка). В завершении номера произошло впечатляющее действо - одна гимнастка поднялась под самый купол и ласточкой спикировала вниз - на натянутую сеть.
Но самым сильным номером, на мой взгляд, (хотя, судя по долгим и громким овациям, не только на мой), стал номер воздушной гимнастки на ремнях — Вероники Тесленко. Под песню «Синий платочек» она парила под куполом цирка без страховки, при этом держала себя и платок размером с манеж, который в конце очень красиво падал из её рук. Как такая хрупкая на вид девушка справлялась с огромной тяжелой тканью, для неискушенного зрителя осталось загадкой.
Изумителен номер с дрессированными собаками «Человек собаке друг». Когда увидела пса, катающегося на самокате, я ещё поверила своим глазам, но когда увидела за рулём трёхколесного велосипеда собачку, ловко крутящую педали, уже не могла поверить в то, что вижу.
Для меня, человека, далёкого от цирка, это чудеса!
Изумлены были и дети.
Незабываемо по ощущениям и зрелищности аттракцион белых тигров (перед ним униформисты в целях безопасности натянули сетку вокруг манежа). Дрессировщик — Сергей Нестеров нежно целовал своих подопечных и незаметно (так нам показалось) заставлял этих опасных хищников прыгать перед ним на задних лапах. Мы прониклись уважением к личности Сергея Нестерова: кажется, что он постиг недоступные для понимания законы бытия. Внушительно выглядит пирамида из пяти тигров.
И уж совсем невероятная картина была представлена в конце номера – дрессировщик, бравируя, лёг на всех пятерых ровненько распластавшихся на манеже тигров, как на мягкий ковёр. Трогательно было узнать впоследствии имена троих из выступавших зверей — Вера, Надежда, Любовь.
В какой-то момент я поймала себя на мысли, что не только получила с лихвой яркие, новые эмоции от восхитительного показа представления, но и, что называется, отвела душу. Обводя глазами купол, поняла, что если где-то и живёт душа Юрия Владимировича, то именно здесь – в цирке на Цветном бульваре. В это место хочется возвращаться, как в тёплый, уютный дом, в котором живёт большая и дружная цирковая семья. И мы обязательно сюда вернёмся!
До встречи, цирк!