Конец учебного года: отметки выставлены, впереди последнее родительское собрание и прощание до сентября. Самое драматичное в этом списке итоговых дел, конечно, отметки.
Педагоги убеждены, что баллы выставлены справедливо, родители из лучших побуждений ругают своих троечников на чем свет стоит, рассчитывая, что в будущем ребенок утроит старания. Увы, отметки чаще всего могут только разрушать отношения между школьником и взрослыми. Хорошо бы напоминать об этом себе и родителям своего класса каждый раз, когда мизансцена детско-взрослых отношений подчиняется логике оценивания.
Если попробовать ответить честно
Давайте вспомним, как встречают в семье школьника в конце дня, четверти, учебного года: кого или чего родители ждут больше — ребенка или хорошую отметку? (С плохой мог бы и вообще не приходить.) Многие ли дети уверены в любви и понимании близких, или отношение взрослых все-таки зависит от успешности в школе? Если ребенок принес разные отметки, что больше интересует взрослых, о чем они сначала спросят: о плохой или о хорошей? Честно ответив на эти вопросы, можно предположить, что отметки становятся причиной последствий, о которых мы даже не задумываемся.
В то же время многочисленные методические пособия утверждают, что это мощный инструмент мотивации. Возможно, но давайте будем честными сами с собой: каким образом может мотивировать двойка или единица? Они недвусмысленно играют роль наказания
Логично предположить, что мотивацию скорее создают высшие баллы. Но тоже далеко не всегда. Взрослые обычно считают пятерки свидетельством благополучия. Внешне — да, но что происходит с ценностями и самооценкой ребенка? Отличника хорошие оценки будут мотивировать до определенного момента, потом отметка начнет выступать своего рода планкой достижений. Для ребенка начнет действовать установка: «если я учусь на одни пятерки — я хороший, меня любят и хвалят, а если отметки снизятся — я стану плохим, меня перестанут любить».
Мотивация ребенка перестраивается из внутренней — «я учусь потому, что хочу стать умным, уметь читать, писать, изобретать» — на внешнюю — «надо хорошо учиться, чтобы заработать хорошую отметку. Меня похвалят, и я буду любим». Дети, не имеющие проблем с учебой, часто считают: «я должен все делать только наилучшим образом и не прощаю себе ни одной ошибки. Мне кажется, что все надо мной смеются». Подобная установка может изрядно отравить жизнь самому перфекционисту и его близким.
Известно, что если в качестве эксперимента перестать ставить отметки, то отличники резко начинают хуже учиться. А для чего? Ведь оценка, а не внутренние побуждения, была основным двигателем в учебе. И это при том, что ребенку от природы присуща исключительно сильная внутренняя мотивация. До того, как мы начинаем его оценивать, он все делает для себя, а не для других или потому, что так надо.
Бывает так, что каким-то чудесным образом двоечник вдруг получит пятерку — и нет предела его счастью. Появился крошечный шанс быть хорошим. Но следующая двойка или недовольство учителя сразу же сводят его на нет. Более того, хорошая оценка поневоле усилит разочарование.
Постараемся не подчиняться гипнозу
Отметки были в нашей жизни всегда, и мы искренне считаем их необходимой частью учебы. Прежде всего для контроля. Это сигнал родителям: ребенок успешен или, наоборот, его нужно заставить взяться за ум. То есть отметка заставляет родителей изменить свою роль: до школы они любили и принимали ребенка, а теперь контролируют.
Власть отметок настолько укореняется в нас, что влияет на ценности целых поколений. Считая сложившуюся традицию нормой, чему мы учим детей? Оценивать нас, друг друга, давать оценки, принимать оценки и зарабатывать высокие оценки от окружающих.
А потом удивляемся, что дети перестают доверять нам, скрывают чувства, уходят в себя или на улицу в плохие компании, неформальные группировки. А вам бы хотелось дружить и доверять тому, кто вас постоянно оценивает? Так почему же мы ждем этого от детей? Почему удивляемся, что в восемь лет ребенок закрылся и ничего не рассказывает? Ему просто не нужна наша оценка (это болезненно для него), а на принятие осталась слабая надежда. Ближе к двенадцати — уже не болит, но и надежда, и доверие к взрослым совсем угасают.
Если помнить о подобных опасных последствиях, не подчиняться гипнозу двоек, троек и пятерок, а воспринимать их всего лишь как одно из средств мониторинга, это только пойдет на пользу и ребенку, и его учебе, и вашим взаимоотношениям. Одним словом, «тень, знай свое место!».
Ирина Волощук