Окончив школу и даже институт, можно не иметь представления о философии Платона, абсолютно не разбираться в теории относительности и даже не уметь найти площадь треугольника. Но в одном можно быть уверенным точно — любой ребенок, хоть раз посетивший библиотеку, сходивший в детский сад, да и просто разок взглянувший на экран телевизора, знает о приключениях Чебурашки, мечтает о таких же каникулах, как у дяди Федора в Простоквашино.
Да что дети, часто взрослые на пресловутый вопрос: «Кто там?» — отвечают задорно: «Это я, почтальон Печкин!». Герои его детских книг — на все времена, они не выходят из моды, проходят сквозь поколения.
Плюс к своему писательскому творчеству Эдуард Николаевич является создателем таких передач, как «Спокойной ночи, малыши!», «АБВГДейка», «Радионяня» и «В нашу гавань заходили корабли».
Профессии детского писателя, наверное, невозможно научиться или научить. О том, как создаются детские книги, и о том, что общего, как ни парадоксально, этот процесс имеет с производством инженерных конструкций, рассказал известный детский писатель, «отец» кроводила Гены, дяди Федора, кота Матроскина, Веры и Анфисы, Рыжего-рыжего-конопатого и других героев, знакомых всем с детства, — Эдуард УСПЕНСКИЙ.
— Эдуард Николаевич, Вы не получили филологического образования, но тем не менее стали известным писателем, реализовались в творческой сфере. Как учеба в техническом вузе отразилась на Вашей работе?
— Как ни странно, есть много общего в проектировании инженерных конструкций, создании технических сооружений и написании детских книг. Везде должны быть учтены строгие правила, пропорции. При проектировании необходимо соблюдать габариты (нельзя установить произвольную высоту, ширину). Кроме того, нельзя использовать некоторые металлы, например.
Так и с детской литературой. Чтобы книга понравилась ребенку, она должна быть определенной величины, определенного формата. Содержание детской книги также не является вопросом произвола писателя. Она должна быть наполнена конкретными моральными ценностями.
— Творчество именно детского писателя — скорее талант, данный свыше, или постоянный труд?
— Творчество нельзя назвать трудом в полном смысле этого слова. Работа — это постоянный праздник! Еще Белинский писал, что детский писатель — это «взрослый ребенок». Это образ жизни, постоянное общение с детьми, помощь им.
— Персонажи Ваших книг были созданы достаточно давно, но не изжили себя, а пользуются популярностью и по сей день. Как Вы создавали своих героев? Продумывали образы до мельчайших деталей или полагались на вдохновение?
— Персонажи — это дети. Мне сложно ответить на вопрос, как они создавались. Так же сложно, как родителям ответить на вопрос, как они создавали своих детей. Планировали или руководствовались вдохновением? Какие-то герои приходили в голову спонтанно, кого-то я выдумывал. И вообще не люблю слово «вдохновение», оно скорее — для поэтов.
— Вы по-прежнему верны словам, которые однажды написали, а потом размножили на обложках своих книг: «За одну хорошую книгу я бы мог отдать пять телевизоров. И, если ребенок завален книгами, у него появляется воображение. А если он завален телевизорами, у него появляются шишки. Ребята, читайте больше и больше».
— Современные дети просто липнут к телевизору! Конечно, проще лежать на диване и нажимать на кнопочки, чем читать и задумываться над прочитанным. Чтение — это работа. В данном случае важна роль родителей, которые бы приобщали детей к литературе. Потом, когда ребенок поймет, что чтение — одно из прекрасных занятий, которое придумало себе человечество, он уже сам откроет книгу.
В общем, не надо говорить о специфике детской литературы. Может быть, вся она повернется в другую сторону, как «Гарри Поттер», который расшевелил, взорвал профессиональную литературу для детей.
— Вы являетесь автором и ведущим передачи «В нашу гавань заходили корабли». Как она появилась?
— Изначально программа задумывалась для детей. Мы хотели наполнить ее добрыми песнями, песнями счастливого детства, юности, где-то — дворовой романтикой. Сделали пробный ролик, но дети, как ни странно, не отреагировали. Зато откликнулись взрослые!
Вторая программа уже была ориентирована на них. Затем в коллектив пришла новый редактор — Элеонора Филина, которая искренне заинтересовалась тематикой работы. Проект существует и развивается вот уже более 10 лет, сейчас мы регулярно выходим на радио и телевидении.
— Основная аудитория нашего журнала — студенты. Как Вы думаете, что самое важное в эти годы? Чего бы Вы могли пожелать нашим читателям?
— В любом институте, даже для технарей, существуют театральные студии, творческие коллективы, команды КВН. Я бы пожелал и посоветовал студентам посещать их, участвовать в работе таких объединений. Это — настоящие, живые кузницы дарований!
Беседу вела Мария ГОРОДИЛИНА