В марте правительство Москвы объявило конкурс на разработку электронных учебников — 20 грантов по 5 миллионов рублей, т.е. всего 100 млн. Ключевые условия: во-первых, электронный учебник — это контент, а не устройство; то есть учебная информация упакована определенным образом. Во-вторых, учебник должен был быть кросс-платформенным, то есть пригодным для работы на разных устройствах: настольных компьютерах, ноутбуках, планшетах, ридерах, смартфонах.
В конце октября огласили итоги конкурса. Участие приняли 26 компаний, подавших 88 заявок по 20 номинациям. В итоге 20 отобранных заявок — это одна разработка для начальной школы и 19 для средней по разным дисциплинам.
Вполне ожидаемо победили «полиграфисты» — издательства учебной литературы «Просвещение» (три проекта) и «Дрофа» (один проект). Из «электронщиков», прошедших в финал, назвали компании «Кирилл и Мефодий» и «Айреволюшн».
Суть электронного учебника в том, что книжный текст не только переводится в электронный, но и превращается в гипертекст. Можно использовать разную навигацию, находить расшифровку необходимых фрагментов текста. Такое пособие будет состоять из трех разделов: информационная часть, практическая часть с заданиями и тесты для проверки пройденного материала и самоаттестации.
— К концу года мы получим достаточно полные материалы, и можно будет использовать их в виде реального учебника, — заявил первый заместитель руководителя столичного департамента образования Вениамин Каганов.
— Со следующего года доработанные учебники пройдут апробацию в московских школах, — добавил директор информационно-аналитического центра департамента образования Александр Осин, однако уточнить сроки эксперимента и конкретные школы затруднился.
Главный результат должен состоять не столько в появлении конкретных образцов электронных учебников, сколько в создании рынка электронного контента для школ. Однако бизнес-модель, по которой будут работать участники этого рынка, чиновникам пока неведома. Предполагается, что ученик будет покупать учебник один раз, после чего сможет использовать его на любых электронных носителях. Возможно, для хранения и защиты от незаконного скачивания будут применяться «облачные» технологии. То есть учебник будет находиться где-то на сервере, а школьники удаленно будут работать с ним в режиме реального времени. Примерную стоимость такого пособия не называют, но сначала электронные версии учебных пособий будут распространяться бесплатно, а дальше рынок сам сформулирует цену, и вряд ли она будет высокой.
Что касается педагогов, то осваивать учебники им придется самостоятельно.
Алексей Олейников