Документальный фильм «Эрик Клэптон: Жизнь в 12 тактах» (2017, Великобритания, режиссёр - Лили Фини Занук) был показан Первым каналом в ночь на 5 сентября 2020 года.
Если бы за биографию Эрика Клэптона взялись чуть менее вдумчивые документалисты, их фильм мог бы называться «Жизнь в двух песнях». Два самых известных произведения музыканта - «Layla» и «Tears in Heaven» - родились в результате очень сильных переживаний. «Лейла» посвящена испепеляющей любви Клэптона к супруге Джорджа Харрисона Патти Бойд, а акустические «Слёзы» написаны после трагической гибели маленького сына Конора. «Агония неразделённой любви» к Патти в начале 70-х отправила Эрика в многолетнее героиново-алкогольное пике, из которого он выбрался только чудом, причём он не смог остановиться, даже заполучив желанную «Лейлу».
В британском фильме этим двум важнейшим песням уделено достойное место, однако сценаристы выбрали для повествования на редкость спокойный тон. Никаких там тебе трагических интонаций, подвываний и забеганий вперёд, намекающих зрителям, что герой ещё не знает о грядущих испытаниях, но «они будут ого-го, не переключайтесь». Биография музыканта рассказана по порядку, от детства к старости, неторопливо, но подробно, с большим количеством архивных видео- и фотоматериалов. Примечательно, что авторы фильма отказались от спикеров, вспоминающих минувшие дни в уютных креслах: голоса Эрика Клэптона и остальных очевидцев звучат за кадром, а в кадре в это время - фрагменты старых выступлений и записей. Зрителей, которые не помнят Клэптона без бороды и очков, ждёт специальный аттракцион: найди Эрика на ретро-фотографиях. Внешность молодого Клэптона всё время неуловимо меняется, он похож то на Яака Йоалу, то на Регимантаса Адомайтиса; к тому же он не ощущал себя рок-звездой и был весьма закрытым человеком, который просто хотел играть на гитаре блюз. Музыка стала для Эрика спасением от детской душевной травмы, связанной с тайной его рождения и предательством матери. Став виртуозным гитаристом, он не раз уходил из успешных групп, чтобы начать всё с нуля, а потом попытался разрушить свою жизнь, когда музыка не помогла ему обрести Патти. А после смерти сына Эрик мог взяться за бутылку, но выбрал гитару - и выкарабкался.
Музыка Клэптона играет в фильме очень важную роль. Её здесь много, и она звучит не только фоном. Время от времени повествование ненадолго замирает - закадровый голос будто бы почтительно умолкает, уступая место главному: инструментальной импровизации или фрагменту песни. И эти музыкальные кусочки всегда оказываются чуть более длинными, чем принято в документалках. В отсутствие каких-то специальных эффектов такой приём выглядит довольно психоделичным и при этом вполне органичным для ленты про Клэптона.
Алексей Мажаев