В начале февраля состоялась премьера комедийного фильма «Понаехали», рассказывающего о приключениях обычной семьи, глава которой под видом путешествия на Кавказ на самом деле отправляется на поиски своего отца. Герои картины постоянно оказываются в непривычных, гротескных и, казалось бы, безвыходных ситуациях, но в итоге обретают искомое счастье. Режиссером и продюсером ленты выступил Султан Хажироко, более известный как музыкант Султан-Ураган. «Культура» побеседовала с ним о нюансах работы, специфике жанра, юморе и настоящей дружбе.
— Вы сейчас себя позиционируете как музыкант или все-таки как режиссер?
— Сложный вопрос, потому что именно музыка привела меня в режиссуру. И теперь музыкальная составляющая помогает воплощать какие-то замыслы уже в новом качестве. Получается, что все здесь взаимосвязано. Когда ты находишься на съемочной площадке или присутствуешь на монтаже, то, конечно, ощущаешь себя режиссером. Когда же приходит время работы над созданием саундтрека к фильму, то ты опять становишься больше музыкантом. Но уже с режиссерским взглядом. Оторвать одно от другого теперь совершенно точно не получится. В то же время я внутренне для себя решил непременно оставить пространство для какого-то музыкального хулиганства. Моим двигателем во всех порывах, включая творческие, всегда было одно — желание жить, что-то делать и искать себя в новых проявлениях.
— Как возникла идея создания фильма и с какими сложностями пришлось столкнуться в процессе?
— Для нас идея была ожидаема и логична. Если первым шагом на пути создания кино стали съемки мелодрамы «По небу босиком», то теперь уже захотелось поработать над более веселым проектом. Мы полностью окунулись в мир кинокомедии. Сценарий написали резиденты Comedy Club «Лена-Кука». Когда мы его прочитали, то сразу решили немедленно снимать, потому что история показалась невероятно интересной и смешной. Причем все занятые в фильме артисты, включая исполнителей главных ролей — Елену Бирюкову и Семена Стругачева, пришли в первую очередь не на гонорары, а именно на сценарий. А что касается сложностей, то все они выпали на долю продюсеров, которые постоянно брали меня за шкирку и вынуждали продолжать заниматься таким тяжелым трудом. Можно еще сказать, что у нас не было государственного финансирования, поэтому мы не могли себе позволить больше людей на площадке, создающих дополнительный комфорт артистам. Но все относились к трудностям с юмором и пониманием.
— Жанр комедии вам наиболее близок?
— Как оказалось, комедия невероятно сложна. Юмор везде совершенно разный и воспринимается людьми далеко не одинаково. Все любят и ценят разные его оттенки и проявления. Кто-то смотрит «Аншлаг», кто-то «Уральские пельмени», а кто-то не признает ничего другого, кроме стендапа. Нужно суметь чем-то задеть, зацепить каждого конкретного человека. Однажды, во время просмотра «Мальчишника в Вегасе» я смеялся просто безостановочно и, по-моему, громче всех в зале. А кто-то даже не улыбался! Мне хотелось встать и прокричать другим – вы что, не видите, как это клево? Сдержался. На мой взгляд, драма, в отличие от комедии, совершенно проста. Ее можно навязать зрителю, а с юмором такое просто невозможно. Люди либо смеются, либо твоя шутка, что называется, «не зашла». Тяжелейший жанр. Возможно, именно поэтому снимается не так много комедий. Вы обратили внимание, что их существенно меньше, нежели тех же драм, хорроров и блокбастеров?
— Правда, что на вас сильно повлиял Эмир Кустурица? И знаменитый клип про поездку на дискотеку, и новый фильм сняты, на мой взгляд, скорее с балканским, чем с кавказским колоритом.
— (Смеется.) Ну, у Кустурицы свой собственный мир, почерк и особенное место в истории кинематографа. Только абсолютно далекий от кино человек не сможет уловить и понять те приемы, с помощью которых Кустурице удается задевать внутренние струны большинства из нас. У него это прекрасно получается. А что касается Балкан, то они по колориту весьма близки нашим Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам. И люди там похожи на казаков, кабардинцев, чеченцев, дагестанцев и другие народы Северного Кавказа. Мы и в музыке близки благодаря темпераменту и яркости. В любом случае идеи подстраиваться конкретно под Кустурицу или какого-то другого режиссера у меня не было. Я шел на ощупь, доверял своим актерам и не пытался навязывать им стереотипы или настаивать на своем видении. Наоборот, мне хотелось получить от них как бы обратную проекцию ощущения себя на Кавказе.
— Какая сцена в картине вам кажется наиболее удачной?
— Мне близок тот момент, когда главный герой в исполнении замечательного актера Семена Стругачева встречает своего псевдоотца. Как режиссеру, эта лирическая пауза, такой спуск в темпоритме нравится особенно. Также важную роль играет и применение аппликационных вставок, призванных сократить для зрителя ощущение перемещения в пространстве и привнести в сюжет некую сюрреалистичность. Все аппликации, к слову, сделаны вручную. Кстати, будь такая возможность, я бы добавил пару сцен, интересных и динамичных гэгов, дал бы немного иного дыхания в других зонах. Ускорил бы кое-где ритм, но без кардинальных перемен.
— Готовы к возможной критике?
— Так это же неизбежная составляющая процесса, ведь вкусов очень много, о чём мы говорили выше. Мой фильм не тот случай, когда его автор претендует на признание своего гениального творения. Хотелось просто заставить людей немного улыбнуться, посмеяться, отдохнуть от какой-то жизненной рутины, прийти в кино с семьёй и окунуться в атмосферу юмора. Какими бы отзывы ни были, они послужат толчком к дальнейшей работе. Возможно, укажут на незаметные упущения, на то, в каких аспектах нужно меняться и на что обращать больше внимания. Это все важно, так или иначе.
— От многих слышал о вас как о добром и открытом человеке. Часто приходится в жизни сталкиваться с ложью, подлостью, предательством?
— Спасибо моим родителям за все, что в меня вкладывали. Я со своей стороны стараюсь не подвести доброе имя отца и проявлять по мере сил участие в судьбе других, что и всем рекомендую делать. С перечисленными неприятными вещами сталкиваюсь, к счастью, редко. Но, ничего из этого никогда не останется безнаказанным с моей стороны. Если кто-то попытается меня обмануть или покуситься на личное пространство, то я буду защищаться. А так, со студенческих лет даже и не вспомню подобного. Возможно, дело в том, что за годы ты обрастаешь колоссальным количеством сильных людей вокруг себя. Настоящих друзей в любой сфере, от политики до бизнеса и медицины, которые стоят за тобой, как горы. И ты за ними. Умение дружить, создавать хорошую ауру и не становиться чужим для близких, на мой взгляд, самое важное качество человека. Наживайте себе друзей, а не врагов.
Максим ГОРДАНОВ