Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Есть женщины в горных селеньях...

На экраны вышел фильм «Софичка» по прозе Фазиля Искандера

Это дебют Киры Коваленко, ученицы Александра Сокурова. Она окончила знаменитую уже мастерскую, которую Сокуров набрал в Кабардино-Балкарском университете. Кира — однокурсница Кантемира Балагова, прошумевшего по мировым экранам фильмом «Теснота». Самое интересное, что Балагов первоначально собирался ставить «Софичку», его имя есть среди авторов сценария, но позже увлекся сюжетом, навеянным воспоминаниями своего детства. А «Софичку» в итоге поставила Кира Коваленко. И сделала это ярко и по-своему.

Воснове фильма — грустная повесть насмешливого мудреца Фазиля Искандера, которую он написал на исходе своей жизни. Во время обучения Сокуров вместе со студентами постранично разбирал это произведение, затем они ставили из него отрывки. Позже Александр Николаевич лично уговаривал писателя отдать свое детище в руки молодым кинематографистам для экранизации. Искандер согласился, по ходу дела помогал советами.

Он, кстати, хотел, чтобы фильм снимался на русском языке, на котором повесть и была написана. Наполовину абхазец, наполовину иранец по крови, Искандер считал и чувствовал себя русским писателем. Но в процессе съемок, которые проходили в окрестностях воспетого Искандером Чегема, Кира поняла, что снимать надо на абхазском языке. В середине прошлого века, о котором рассказывает фильм, в абхазских деревнях на русском не говорили. Искандер такому повороту дел противиться не стал. Но готовый фильм на абхазском с русскими субтитрами посмотреть не успел: заболел и ушел из жизни вскоре после окончания работы над фильмом.

Было это более года назад. Фильм с тех пор странствовал по фестивалям. Счастливцы видели его на показах в Нальчике, Ханты-Мансийске, Казани, Таллине, Нижнем Новгороде, откуда Кира редко возвращалась без наград. А на фестивале «Шелковый путь» в Дублине «Софичка» удостоилась сразу трех призов: за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучшую женскую роль. И вот, наконец, картина вышла в российский прокат.

Вряд ли у «Софички» будут солидные сборы: малобюджетный (38 млн рублей) черно-белый фильм, да еще про жизнь абхазской деревни в тяжелые военные и послевоенные годы не прельстит попкорновую публику, ждущую от кино развлечений. Но люди постарше, еще не разучившиеся сопереживать происходящему на экране, думаю, будут всерьез увлечены этой камерной, но и эпической семейной сагой, разыгравшейся много десятилетий назад в окрестностях Чегема. А любители авторского кино сполна оценят аскетичную, строго выверенную черно-белую графику фильма. Его резкие, ломкие монтажные переходы, передающие слом эпохи на границе мира и войны, унесшей абхазских мужчин на фронты Великой О-течественной. Наконец, зрители наверняка проникнутся любовью, нежностью, состраданием к главной героине, чье имя вынесено в название фильма.

Софичка предстает на экране сразу в двух ипостасях. Юной, гибкой, пугливой, как лань, красавицей (Лана Басария), собирающейся выйти замуж за сильного, работящего Роуфа, с которым у нее сладилась взаимная любовь. И уже немолодой, с седеющими волосами женщиной (Циала Инапшба), вернувшейся в родные места после 20-летней отсидки в сталинских лагерях. Часто эти женщины существуют в кадре одновременно: старшая с мудрой, а чаще горькой улыбкой наблюдает за юной, предвидя, как сложится судьба последней...

Да, старшая наперед знает, что юной Софичке не удастся насладиться сладким медом супружеского счастья. Знает, что ее муж сразу после красивой, шумной свадьбы, сыгранной по всем абхазским традициям, будет убит из ревности ее же братом Нури, испытывающим к сестре отнюдь не братские чувства. Знает, что Софичка отговорит родню Роуфа от кровной мести и во искупление греха, совершенного изгнанным из деревни братом, перейдет жить в семью убитого мужа. И станет сносить все горести и напасти, которые выпадут на долю этой простой абхазской семьи.

В том числе снесет она стыд и боль за брата Роуфа Шамиля, трусливо дезертировавшего с фронта. И гнусные приставания колхозного бригадира, подозревающего, что Софичка подкармливает беглеца. И пытки в застенках НКВД, во время которых ей придется стоять голыми коленями на острых канцелярских кнопках. И последующую высылку в Сибирь, которую Софичка примет столь же кротко, как всю свою, в сущности, трагически не сложившуюся жизнь. В финале она сожжет свои старые вещи на костре — как символ того немилосердного прошлого, которое выпало на ее долю и долю ее поколения.

Кира Коваленко, женщина совсем молодая, современная (нам удалось познакомиться на одном из фестивалей), каким-то чудом сумела взлелеять и сохранить в потаенных глубинах своей натуры генетическую память об этом святом и мученическом поколении. И постаралась передать это чувство нам, ныне живущим. Вместе с прекрасными актрисами, старшую из которых она нашла в театре, а младшую — на просторах «Фейсбука», режиссер создает на экране прекрасный образ абхазской праведницы, крестьянской святой, всю себя отдавшей служению другим людям. И обретшей в этом добровольном и бескорыстном послушничестве скромное человеческое счастье.

Но «Софичка» — отнюдь не монофильм, посвященный одной женской судьбе, пусть и уникальной. Картина Киры Коваленко, как и повесть Искандера, сложно организована, плотно (порой даже с избытком) населена людьми, событиями, смыслами. В фильме — иногда вразнобой, но чаще в гармоничном согласии — звучат серьезные авторские раздумья о любви и ненависти, о мести и покаянии, о грехе предательства и радости прощения, о холодном дыхании неотвратимой смерти и радости каждодневного бытия. Для своего первого фильма юная, хрупкая Кира Коваленко выбрала сложный, драматичный, многоуровневый материал. И в итоге убедительно с ним совладала. На то она и одна из лучших учениц Александра Сокурова.

Леонид Павлючик

Источник

507


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95