Отличная, вдумчивая, обстоятельная рецензия с элементами даже поэзии, посвящённая творчеству одного из самых талантливых на сегодняшний день наших режиссёров.
Максимов Марк, редактор 1001.ру
«Приговоренный к смерти бежит, ведь его Дух веет, где хочет» (Евангелие от Иоанна, 3:8).
Идея фильма родилась из стихотворения Рильке «Орфей. Эвридика. Гермес» и из собственных стихов режиссера. А вдохновение пришло с востока, это роман выдающегося японского писателя Кэндзабуро Оэ «… И объяли меня воды до души моей», который неоднократно цитируется главной героиней в течение всего фильма. Древнегреческий миф об Орфее и Эвридике гласит, что любимец Аполлона после смерти возлюбленной спускается за ней в подземное царство Аида, очаровывает своим пением и игрой на лире повелителя тьмы и его жену Персефону так, что они соглашаются возвратить Эвридику на землю, однако она снова возвращается обратно, потому что счастливый Орфей нарушает договор с богами и ещё до выхода из подземного царства смотрит на нее. Именно таким «подземным царствием Аида», по словам режиссера, представился ей город Алаверди, маленький мирок, из которого силится выбраться юная героиня фильма.
Пост-индустриальный город, серовато-голубые здания заводов и фабрик, трубы как вены его и их таинственный ядовитый дым, создающий над ним мистическую пелену тумана, дома с причудливыми кубо-футуристическими очертаниями… и на их фоне самый прекрасный природный пейзаж- потрясающей красоты человеческое лицо с глубокими как морское дно прозрачными голубыми глазами, напоминающими кратер потухшего вулкана. Они чисты, невинны, в них затаилось одиночество и тихо безропотно проступает боль, их созерцательный взгляд направлен в потустороннее… а перед ними расстилается божественной красоты инфернальная природа со всевозможными переливами холодных цветов, авангардные индустриальные пейзажи, несется бурный поток горной реки Дебет. Внизу пробегают поезда… а в небо устремляется канатная дорога… Эвридика стремительно поднимается над землей и воспаряет в небе. Оттуда, с высоты птичьего полета она наблюдает за свом временным пристанищем… В своем фильме «Это не я» режиссер Мария Саакян прекрасно сумела отразить подростковый, юношеский поиск… вопросы, которые встают перед человеком в этом возрасте. Когда он постигает мир вокруг, пытается понять, кто он, откуда он, где его корни и куда он идет. Сомнения, самоотрицание и самоотречение на трудном пути самопознания и обретения себя как личности. Это долгий путь, чтоб найти себя. Это путешествие к себе самой. Невольно вспоминается картина Гогена «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?…» Кроме взаимотношений с самой собой, мы становимся свидетелями совсем неоднозначных отношений главной героини с матерью. Между ними белое пятно, недосказанность, какая-то необъяснимая и невосполнимая пустота… отец- кто он, есть ли он или нет его? Это откровение, исповедь (сердце сжимается, как же нашему поколению «свободы и независимости» знакома проблема безотцовщины)… Гениально найден финал для этой истории… после долгих пробегов «по кругам ада» мятущаяся душа как раненый голубь забрела в храм и обрела покой и умиротворение под его сводами, под волшебную армянскую церковную песню шаракан и наконец-то фактически нашла себя… Спокойное, размеренное, созерцательное повествование, стоическое, философское и мудрое показывает нам преодоление самого себя через познание ближнего, только лишь причастившись к нему…
Последние кадры фильма вдохновлены самым любимым фильмом Андрея Тарковского- «Мушетт» Робера Брессона. Но как говорил Питер Гринуэй, «не важно, что ты у кого берешь, важно то, что ты из этого делаешь…»
Это поистине универсальная, общечеловеческая тема, и ее универсальный язык понятен во всех уголках земного шара. Мария Саакян очень близко подошла к самой сущности кино- это наблюдение за человеком. Ведь и суть кино и самая великая его сила состоит именно в его человечности. Вспомним школу итальянского неореализма, вечно молодую французскую новую волну, пражскую киновесну и польскую киношколу. Кино присуща идентификация, что и происходило со зрителем в зале. Мария признается, что в Лондоне и в Москве люди на выходе из зала говорили о том, что этот фильм про них, а иные вообще не могли говорить… Вспоминаешь слова Петра Тодоровского о том, что «единственное, что подлежит изучению в искусстве- это человек». В этой картине затронута также одна из самых актуальных проблем на сегодняшний день- интернет и уход человека в другую, параллельную реальность. Мария Саакян очень точно и четко показывает нам соотношение реальной и виртуальной реальностей и ту зыбкую грань между ними, проходящую в сознании человека, а также то, как эта самая виртуальная реальность с каждым днем все больше и больше вторгается во владения нашей реальности, нарушая пространственно-временной континуум. Бесспорный интерес представляют любительские съемки Эвридики, которые очень гармонично и органично вошли в ткань произведения. Придуманный режиссёром вроде бы немудрёный приём даёт удивительную возможность для метафорического, метафизического истолкования этой, в общем-то, простой человеческой истории, наполненной мелочами быстротекущей, сиюминутной, непримечательной жизни. Но, собственно говоря, и кино- то же оптическое устройство с увеличительным стеклом, приближающее нас к миру, который находится вокруг нас. Так что в этом смысле фильм Марии Саакян- это также признание кинематографа в своей любви к действительности, какой бы она ни была. Фильму «Это не я» присуща потрясающая киногения, уникальная кинематографичность. Высокая поэтическая структура этого произведения вылита в абсолютную кинематографическую пластику. Фильм говорит со зрителем на языке чистого кино. Кажется будто он может обойтись и без слов, ведь режиссер так умело владеет киноязыком, используя его специфические средства выражения- крупные планы, ракурсы, монтаж и детали, достигая этим пластики и выразительности. Не могу не отметить филигранную операторскую работу Мкртыча Малхасяна. Мастерство и высокий профессионализм операторского искусства когда-то прозвали живопись светом (Painting with light), а самих мастеров- светописцами. Световое и цветовое решение фильма поистине великолепно. Необходимо также отметить работу художников картины Виктории Ламшиной и Иваны Кркадинак. Общему интерьеру квартиры, обстановке комнаты главной героини присущ минимализм новейших тенденций западного изобразительного искусства, а также усматривается влияние восточной живописи, в частности, японской гравюры. Нельзя не отметить также музыкальное оформление Вартана Арутюняна, которое органично соединяется с изображением и составляет с ним единое целое.