Война идёт ежеминутно, ежесекундно, без перемирий, без надежды на капитуляцию одной из сторон. Война идёт с переменным успехом. Вечно… Я, собственно, о борьбе ночи и дня. А Вы думали, о чём? Да, с тем же успехом, я могла бы так говорить о чём угодно.
Вот короткий момент равновесия сил — сумерки. Невесомые сумерки, заливающие мир синевой — не ночь и не день. Но ночь наступает. Она надвигается неотвратимо, и день отползает на запад, делает обходной маневр и коварно заходит с тыла. Собравшись с силами, он кидается в бой. Но ночь не хочет сдаваться. И снова краткий миг равновесия — тихий сиреневый предрассветный час. Покой? Видимость покоя. Как в схватке двух борцов, когда они лежат на ковре, сплетясь в одно огромное тело. Они неповижны, но они в борьбе. Просто у одного ещё хватает сил держаться, а у другого — чуть-чуть не хватает сил победить. И это самая ожесточённая борьба, какую мы можем себе представить. Наконец, уставшая ночь касается лопатками земли. И дворами, низинками отползает всё туда же, на запад. Чтобы повторить маневр соперника и зайти с тыла. И так продолжается всегда. Борьба ночи и дня, чёрного и белого.
Но нет ночи без дня и дня без ночи. Их борьба — условие существования. Каждое поражение — лишь повод для развития, для жизни, а значит, для новой победы. В японском языке понятия «кризис» и «возможность» обозначаются одним и тем же иероглифом. Единство и борьба противоположностей. Всеобщий закон диалектики.
Всё различное по сути, по внутренним тенденциям, развиваясь, стремится к тому, чтобы превратиться в противоположности. Ведь различие — это незрелая форма противоречия. И оно созревает… Зачем? Да только для того, чтобы мир существовал и дальше. Для того, чтобы в ожесточённой борьбе противоположностей, которую мы обычно называем противоречием, он обрел новые возможности для развития на новом витке спирали.
Так и живём.
Мир как динамическая саморазвивающаяся система. Сколько веков учёные искали источник этого непрерывного развития. Раз есть движение, должен быть и его источник, не правда ли? Пусть мир будет вечным двигателем, пусть его
Как же это происходит? Противоречие — это не что иное как взаимодействие противоположностей. «Чёрного» и «белого» в любой сфере, в любом воплощении. Но все мы с детства знаем, что воздействие одной силы на другую, если направления их движения противоположны, вызывает соответствующие изменения в обоих явлениях. Представим хоть машины, столкнувшиеся лоб в лоб, хоть встречу воздушных масс, рождающую ураган. Или наши ощущения, когда нам в равной степени хочется и похудеть, и торт съесть… В любом случае, противоречия меняют и роли обеих сторон, и то явление, которому они принадлежат — будь то хоть погода, хоть наша скромная личность. Значит, само по себе существование противоречий автоматически влечёт за собой движение, изменение, которое и становится развитием — ведь мир, как и мы, намерен продолжить своё существование.
Борьба противоположностей — явление абсолютное. Покой всегда относителен. Не покой, а видимость одна. «И вечный бой! Покой нам только снится…» Диалектиком был мой любимый Блок.
В этой борьбе противоположности ногут меняться местами и даже превращаться одна в другую — не могут только жить друг без друга. Если я говорю: «противоположность»,- я должна добавить — чему. Иначе суждение не имеет смысла. Этот человек — полная противоположность. Кому? Мне? Вам? Своим родителям?
— Только скажи мне правду, мальчик!
Сын глубоко задумался, а потом спросил:
— Тётя, скажите, пожалуйста, а что такое правда?
Вот с этой задачей проезжая тётя не справилась. Не нужно только думать, что мой сын был безнадёжным лгуном! Напротив, он ещё не догадывался, что можно сказать совсем не то, что думаешь. Его мысль и речь были ещё одним целым. А не ведая, что в мире есть ложь, он не имел в сознании и понятия правды. Без одной из противоположностей нет и второй. И правда не является правдой, пока её владелец не подозревает о возможности существования неправды. В этом случае вместо правды у него есть противоречие между понятным и непонятным. А значит — возможность развития. И в процессе этого развития у ребёнка однажды сформируются понятия правды и лжи. И тогда будет выбор — правду сказать или ложь? Будет возникать и способствовать его дальнейшему развитию противоречие между правдой и ложью.
Вы замечали, как часто понятия определяются через свою противоположность? Откройте словарь и убедитесь. Низменное — противоположность возвышенному. Безобразное как отсутствие совершенства. Не слишком корректный, на мой взгляд, способ определения понятий. Зато очевидный. Причём, обратите внимание, мы идём, в таком случае, от себя, любимых. От той из двух противоположностей, которая нам приятнее, нужнее в окружающей нас действительности. Нам же не придёт в голову определить совершенство как противоположность безобразному, а возвышенное как отсутствие низменного!
Гораздо корректнее и продуктивнее найти для двух противоположностей то явление, которое обеспечивает их единство или, если хотите, которому они принадлежат. Через него и определять понятия. Так ночь и день определяют обычно, исходя из понятия «сутки», противоположными сторонами которого они являются.
Так чёрное и белое определяются через понятие отражения света объектом восприятия. Насколько я помню из школьного курса физики, белое отражает весь свет, который на него попадает, все цвета. А чёрное — не отражает ничего. Поглощает весь попадающий на него свет. А нет света — нет и цветов. Так ведь? Не знаю, как Вам, а мне это нравится.
Я с детства не люблю зеркала.
Я очень люблю чёрный цвет. Помню, ещё дошкольницей я рассаживала на скамеечке своих плюшевых зверей — собак, медведей, зайцев. Мы играли с ними, и звери нагревались на солнышке. Но только одна абсолютно чёрная собака становилась особенно тёплой, как живая. И долго-долго сохраняла это живое тепло. Казалось, частичка этого тепла оставалась в ней всегда. Я была абсолютно уверена — эта зверюшка теплее остальных и без солнца. Может быть, мне это только казалось? Но я всё ждала, что однажды она оживёт. Не ожила. Но, услышав однажды на уроке, как чёрное поглощает свет, я тут же вспомнила ту игрушку. Да, поглощает, но не безвозвратно, не эгоистично. Поглощает, чтобы отдать миру, отдать нам. Был обычный свет — неживой, никакой. А стало живое тепло.
Вот и люди — одни живые, всё «никакое» обращающие в тепло, а другие — как зеркала. Эти — не для меня, как бы ярко они ни блестели.
Чёрный цвет добрее и благороднее белого. Он не слепит глаза. На чёрном фоне любой цвет выглядит так чудесно! Какое благородство, какое самопожертвование — оттенять собой других… Но я отлично понимаю — не будь на свете ледяного белого, я ничего не знала бы о чёрном. Уже за одно это можно сказать ему спасибо.
Мир противоречив. Мир в целом, мир как единство, как универсум. Именно потому он так прекрасен, так выразителен, так целесообразен. Ведь развитая гармония априори предполагает противоречивость. Противоречивость как естественность. И что такое выразительность? Да та же противоречивость, игра контрастов! И что такое целесообразность? Да просто стремление к развитию, которое обусловлено противоречивостью мира. Все пять принципов эстетического освоения мира завязаны, таким образом, на его противоречивость: целостность, универсальность, гармоничность, целесообразность и выразительность. Вы видите все эти неотъемлемые свойства, все эти атрибуты мира? Значит, Ваш мир добр и прекрасен. А если не видите, поищите противоречия в себе и вокруг себя. Найдите и приручите их. Прекрасно только то, по отношению к чему мы свободны, что не пугает нас. Можно начать с белого и чёрного, дня и ночи, огня и воды, камня и воздуха. С самого простого, самого очевидного и доступного каждому.
Как противоречив, как прекрасен этот мир!
Ваша Алёна Маслакова