Если выросшее поколение ставит задачу передать дальше уникальный опыт своей жизни, то в течение многих-многих лет его элементы – ценности, нормы, верования, истории – нужно бережно хранить. Это определит в конце концов то, что получит для жизни следующее поколение.
Чинуа Ачебе, нигерийский писатель
Как и другие континенты, Африка знает некоторые методы по обережению и защите, охране культурного наследия. По крайней мере, знала до появления механизированного производства и входа в потребительскую экономику. Эти методы можно назвать ненаучными и их сложно определённо описать. В Европе и вообще на глобальном севере принято считать, что африканские общества неграмотны и оттого хаотичны, ведь передача опыта и ценностей от поколения к поколению происходит преимущественно через устную традицию, народные сказки и предания.
По мнению западных экспертов, культурное наследие лучше сохранять в письменном виде, и желательно – заверенным несколькими людьми. При таких условиях аутентичность в передаче любого знания более высока. Однако дело в том, что африканские фольклористы полностью восстановили историю ряда обществ, собрав и обработав тысячи истории, поверий, народных сюжетов, передававшихся из уста в уста на протяжении многих поколений. Многие африканцы, пытаясь понять день сегодняшний, обращались к истории дня вчерашнего, и делали это при помощи фольклора, смотрели в корень наиболее важных легендарных событий. Даже когда африканцев рабами увозили в Соединённые Штаты Америки (и в другие страны), во времена колонизации, большинство были способны сохранить и передать опыт тысячелетий своим детям, чтобы те передали дальше. И сейчас афроамериканцы, афрофранцузы и другие африканцы являются носителями тех культурных кодов, которые они усвоили от предков, выкраденных из Западной Африки.
Как устная традиция работает в деле сохранения культурного наследия? Погружаясь в эту тему, долго-долго приходишь к осознанию, что эти методы не только систематичны, но и надёжны. Постольку, поскольку именно говорение является первым языковым навыком, который приобретает человек, африканцы придают наибольшее значение обучению тому, как говорить. В то же время слушание, второй по важности языковой навык, должен предшествовать письму и чтению, традиционно высоко ценимыми в западных странах.
Хранители африканского культурного наследия
До возникновения общества современного типа почти всякая деятельность в Африке была так или иначе связана с земледелием. У каждого дома были участок и хозяйство. Урожай использовался напрямую для нужд семьи или для товарного обмена. Иногда, в коммерческих целях, продукты продавали на публичных рынках, вне общины. После дневной работе на фермах рассказывали, дождавшись луны, сказки – собирались как взрослые, так и дети. Такой формат «сказок под луной» предполагает нечто вроде костра или стола, вокруг которого собираются слушатели, а во главе сидит рассказчик. Цель таких сказок – передать модели поведения, рассказать, как следует вести себя в тех или иных ситуациях.
В большинстве случае рассказчики знают о прошлом через ту же самую процедуру, в которой они находились на месте слушателей, проходящих в ходе рассказу цепочку событий, резонирующих с психикой молодого человека. Таков первый этап передачи культурного наследия в Африке. Стоит сказать, что родители и опекуны также исполняли эту роль рассказчиков в стенах дома – до того как дети могли присоединиться к сообществу и слушать сказки совместно. Это наталкивает на мысль, что устные рассказы несправедливо выносятся за рамки достоверных знаний, поскольку очевидно, что можно точно отследить, какой из рассказчиков что говорил. Учитывая, что отцы и матери однажды были детьми, слушали сказки, проходили воспитание в различных традициях, установить степень аутентичности каждой из них – возможно.
Таким образом, мы видим, что роль хранителя знаний и культуры в Африке делегирована старшим (старцам, старейшинам, – прим. редактора). Точно так же, как на востоке, западе и севере, на юге они ревностно обороняют как осязаемые ценности, так и не осязаемые. Им полагается это по статусу. При этом добавлять или изменить что-либо они не могут. Запрещено – так же по статусу.
Взять старцев-старейшин, взять вождей, сохранение культурного наследия происходит не в последнюю очередь засчёт доверия. Доверие – краеугольный камень в том, что касается рассказа о прошлом и так же – интерпретации настоящего. Важно отметить: в то время как старцы-старейшины озабочены сбережением не-духовных культурных ценностей, короли обращаются именно к духовному опыту поколений, поскольку они являются отцами всех живых и неживых созданий на этой земле. Многие из таких королей были прославлены в веках за это.
Посещение дворцов в Кении, Нигерии, Южной Африки и других странах континента способно открыть любопытные детали касательно того, как это происходит сейчас. Сохраняются знания, иногда и отдельные люди, и организации дискутируют о том, где удаётся лучше пронести знание через время. Когда человек, хранящий в себе культуру, умирает, африканцы считают его уход невосполнимой потерей, потому что никто после него не сможет так освещать тот аспект культуры, которым занимался он. С уходом таких личностей, по убеждении африканцев, уходят пласты культуры.
Мутиу Ийанда
Перевёл Глеб Буланников
Другие тексты наших авторов:
-
Азиатские тигры: ингредиенты экономического чуда (Елизавета Хилькевич)
Динамичное экономическое развитие стран Восточной и Юго-Восточной Азии во второй половине двадцатого столетия является одним из самых выдающихся примеров подъёма национальных экономик... -
Женщины в кино (Катерина Щеголькова)
Люблю кино и людей, которые играют в нём. Всё-таки кино — искусство, которое может показать разные стороны человеческой натуры. Поговорим об актрисах, которые внешне нравятся не каждому, но умеют подчеркнуть свою индивидуальность и интеллект... -
Коротко о главном (Талгат Иркагалиев)
Ни в одном тексте, из тех, что вы читали ранее, никто не был с вами столь откровенен, как сейчас буду я. И более того, полагаю, что никогда ещё не выражал так точно те мысли, что хочу выразить я...