"В конце должен быть мощный аккорд, чтобы зритель знал, когда нужно аплодировать".
Именно так сказал Сальери в фильме Милоша Формана "Амадей".
И как же он прав...
Не стоит, конечно, воспринимать эту фразу буквально. Также речь идёт не в буквальном смысле о хэппи-эндах.
Финал вполне может исправить всё то, что было до этого. Может преобразить всё увиденное в плохом или хорошем смысле этого слова.
Он может уничтожить всё то хорошее, что было в сознании смотрящего, или же наоборот сделать самым лучшим моментом в фильме, который сделает этот фильм незабываемым.
Я помню, как смотрел фильм "Братья Систерс". Современный вестерн, где играют Хоакин Феникс и Джон Си Райли. Сам вестерн мне не особенно понравился, хотя я и не пожалел, что посмотрел его.
Но вот его тёплая концовка настолько человечна и прекрасна, что она не может не запомниться. И когда я вспоминаю об этом фильме, я вижу перед собой последний кадр, где персонаж Джона Си Райли, после того как обнял маму, лежит на своей, видимо, старой кроватке, на него падают лучи солнца и он с прищуром нежится под ними, медленно засыпая.
Вся жизнь только в этом одном кадре. Человек после всех приключений, наконец, пришёл домой.
Когда летом, я надеюсь, наконец, увижу свой дом после двухлетнего отсутствия и нежно упаду на свою "детскую" кровать, вместе с падением однозначно промелькнёт и этот кадр. Хотя, казалось бы, сам фильм мне, повторюсь, не шибко понравился.
И таких фильмов с гениальными финалами просто уйма!
"Пролетая над гнездом кукушки", "Святой из форта Вашингтон", "Декамерон", "Мефисто" или "С широко закрытыми глазами", где самая последняя фраза в этом фильме, которую говорит Николь Кидман, кажется идеальным решением всех проблем. Особенно после всего, что пережили главные герои и при этом сохранили брак.
Кажется, что они выстрадали всё, что можно было, а теперь могут со спокойной совестью получить удовольствие от совместной жизни, широко закрыв глаза на предыдущие искушения. И все эти искушения, измены и страдания куда-то улетучиваются, оставляя после себя лёгкость и тот самый хэппи-энд, но не из серии "и жили они долго и счастливы", а скорее "жизнь продолжается".
Или более суровый фильм "Траффик". Конечно, это удивительно светлый фильм, не смотря на тему наркотиков и их оборота в мире.
Самой лучшей сценой является именно финал, снятый в тёплых тонах, где Бенисио Дель Торо сидит и смотрит детский бейсбол вечером.
Агент по борьбе с наркотиками просто сидит и смотрит бейсбол, в который играют "цветы жизни", не тронутые наркотической гнилью. И это кажется просто невероятно сильным моментом.
Я всегда считал, что финал фильма "Пролетая над гнездом кукушки" – то, каким искусство должно быть. Учитывая, что всё плохо, жизнь всё-таки продолжается, хотя всё не так хорошо, как хотелось бы.
Это в принципе хороший девиз и для жизни, а не только для кино. "Жизнь продолжается". И неважно, насколько всё плохо, главное – найти в себе силы её продолжать.
Сергей Брыляков