Новый фильм Джоди Фостер, двухкратной лауреатки премии «Оскар», «Финансовый монстр» - с одной стороны, конечно, большое событие в мире кино – качественный, увлекательный, со смыслом и все-таки на злобу дня триллер. С другой стороны – событие несколько обескураживающее. Чем же? А тем, что не шокирует, не восторгает, не увлекает. Причем так, будто и не было вовсе таких целей у режиссера, то есть это даже нельзя назвать провальной попыткой. Джоди Фостер и ее продюсеры просто задались целью снять качественный блокбастер, не особо выдающийся, не особо запоминающийся, но добротный и обещающий в плане сборов – и со своей задачей, наверное, справились. Я же все-таки по наивностью продолжаю ждать от всякого фильма, о котором много говорят чего-то большего. Я готов с удовольствием смотреть и провальный фильм – при том условии, что его создатели собирались что-нибудь как-нибудь перевернуть в моей душе.
Возможно, не моя тема. Опять Уолл-стрит – уже при одном его упоминании в аннотациях и рекламе я приготовился к тому, что это опять будет история про героев, которым я не сочувствую, которых я не понимаю, которые мне не близки. Однако разобравшись в деталях, всё-таки хоть в этом смысле успокоился. Это история про «нечаянного террориста» и его «виновато-невиноватую» жертву, которую исполняет замечательный Клуни.
Это история о том, что нужно быть ответственным за всякое слово, сказанное случайно и за любую свою работу, проделанную формально. О том, что где-то твои регулярные, незатейливые, беспечные рассказы о том «как правильно зарабатывать» могут не только испортить чью-то жизнь, но и довести кого-то до крайней точки, до безумия.
Подход к этой почти философской проблеме – правильный. Проблема плодотворна и заранее обещает множество интересных драматически-психологических ситуаций, тонкостей. Но создатели фильма делают акцент не на психологии отчаявшегося террориста, не на внутреннем состоянии «вроде бы не виноватого, но виноватого» Клуни. А на эффектности. Блокбастерности. Выжимают все соки из всех эпизодов – всё получается мощно, заостренно, гладко. Без всех вот этих занудных психологий. Я их понимаю, этот ход и вовсе, вероятно, может поспособствовать более динамичному приросту всевозможных зрителей. Но с тем самым фильм становится несколько вторичным, по отношению к огромному числу себе подобных. А подобных, поверьте, было очень много!
Отдельно хотелось бы отметить замечательное, вполне современное музыкальное решение. Что-то роднит даже с непревзойденным саундтреком из «Оно следует за тобой». Кажется, в музыкальном смысле киношники медленно переходят в какую-то «новую эру».
Отдельно хочется сказать об образе Джорджа Клуни и о нем самом. К сожалению, у меня с головы не уходит его персонаж из тоже недавнего фильма «Да здравствует Цезарь!». Там этот часто солидный, даже брутальный мужчина был рассеянным, капризным и глуповатым сентименталом. Там это преображение было необычным и удивительным – все-таки так перевернуть своё амплуа! А здесь Клуни – как Клуни, опять же слишком привычный и слишком предсказуемый. А жаль. У него есть гораздо больший потенциал