Мексиканские фильмы, про Мексику или с мексиканскими актерами, я особо никогда не смотрела. Если только сериалы. Недавно я осилила пересмотреть 200 серий мексиканского сериала «Моя вторая мама» (1989) – захотелось поностальгировать по детству. Поэтому, когда мне попался фильм о мексиканских реалиях жизни «Патрульный», решила его посмотреть.
Постер фильма
Мексика в кино
Впечатление многих о Мексике сложилось скорее всего именно по мексиканским сериалам. Таким, как «Богатые тоже плачут», «Никто кроме тебя», «Моя вторая мама» и другим, которые показывали в России в 90-е.
Поэтому такую Мексику, как в «Патрульном», непривычно видеть. Это вам не крупные города Мехико, Канкун или Акапулько. В фильме нет дорогих поместий и пляжей, но есть пустыня, кактусы, полупустые дороги, палящее солнце, придорожная пыль.
Мексиканский уклад жизни большинству тоже знаком по сериалам: дорогие машины, красивые дома, прислуга, модная одежда, бесконечный отдых. Ведь большинство сериалов про красивую жизнь, потому они и сняты в шикарных декорациях.
«Патрульный» сняли в натуралистической обстановке, и он больше про бедность, чем про красивую жизнь. Действие фильма происходит в маленьком городке Мапими в Северной Мексике, штат Дуранго, численностью чуть более 5000 человек.
Кстати, известных персонажей-мексиканцев я с трудом вспомню. Думаю, как и многие. А кого вспомнила, они обычно в книгах или фильмах отрицательные: убийца, насильник или подлец. Да и работают они на низших должностях: типа чистильщика бассейна, уборщика, проститутки, рабочего на кухне и т.д. Так что образ мексиканского патрульного не затёрт до дыр.
О режиссёре
Режиссёр фильма Алекс Кокс не мексиканец, но актёры практически все мексиканцы. Так что «Патрульный» это не чисто мексиканское кино, а некая смесь, подобно какому-нибудь мексиканскому блюду местной кухни. Сам режиссёр родом из Англии. Учился и работал в Америке.
Оказывается, я даже ранее пыталась посмотреть один из его фильмов, который он срежиссировал: это «Сид и Нэнси» (про Сида Вишеса). Мне фильм показался чересчур откровенным, «грязным» и шокирующим, я не смогла досмотреть его до конца.
Так вот, ранее Кокс искал в Мексике места для съёмки вестерна «Уокер». А вдохновившись красотами, решил, что непременно хочет снять кино на испанском языке, в Мексике, с местными актёрами.
Большая часть фильма «Патрульный» снята единым дублем, без монтажной склейки. То есть во многих сценах широко использованы длинные дубли. Это непривычно длинные кадры, усиливающие эффект повествования или драматизм сцен. К слову, съёмка долгих планов крайне трудоёмка, так как есть риск ошибиться актёрам или съёмочной группе. Но у режиссёра получилось воплотить такую задумку в жизнь.
Патрульный
После обучения главный герой Педро Рохас (играет актёр Роберто Соса) поступает на службу патрульным в малонаселённое местечко Мапими. Отец мечтал, чтобы Педро стал врачом, а он выбрал другой путь. Отец больше года не разговаривает с сыном, поскольку не одобряет его выбор профессии (папе когда-то полицейский выстрелил в ногу и он хромает). Но зато сестра и мать гордятся Педро. Отец так обижен на Педро, что игнорирует его выпускной, а позже и свадьбу. Это даёт некий намек, что впоследствии будет примерно так: «Я же тебя предупреждал, ничем хорошим твоя работа не закончится».
Впечатление о месте, куда попал работать Педро, складывается из сообщения, которое передают по рации: «Труп коровы валяется на центральной площади города, заберите его или сделайте, что сможете». Кстати, потом когда на улице будет валяться туша мёртвой свиньи, её быстро начнут разделывать местные бедняки, поскольку «у них всё равно ничего на столе не бывает и больше нечего есть». Вопрос денег, кстати, крайне остро стоит в фильме, но об этом позже.
По сути, Педро попал в захолустье. Первая мысль, что это Богом забытое место. Сцены на дорогах поражают безмолвием и отсутствием машин.
Друг Анабель говорит про эту местность так: «В Геенну огненную нас отправили надзирать за всеми, тут даже стервятники заблудились». И ещё он предостерегал Педро: «У нас тут взрывчатые вещества перевозят и наркоту, только туда не лезь».
Образ патрульного
Сам Педро молод, но далеко не красавец, щуплый, скромный и немужественный. Со шрамами на лице (в детстве друзья выбросили его в окно). Внешне похож на подростка, но в форме патрульного. Это создаёт вокруг него некий шарм.
Первый выезд можно назвать «Блондинка за рулём». Гламурная дама на хорошем автомобиле (предположительно это мексиканская марка VAM Lerma) проехала под знак кирпич и оказалась на дороге с односторонним движением. Сеньорита Морена стала давить на жалость и устроила водопад из слёз: «Я опаздываю на работу. Босс хочет уволить меня. Мать больна, отец меня бьёт, собака подохла». Ей удалось разжалобить Педро, он её отпустил со словами: «Чтобы не опаздывать, пораньше выезжать надо. На первый раз прощу. Успокойтесь».
Со своей будущей женой Гризельдой Педро познакомился на дороге. Она перевозила рабочих на грузовике, он остановил её со словами: «Это не публичный транспорт, вам запрещено перевозить людей». На что получил ответ: «А как я довезу людей в поле на работу – на лимузине? Денег не дам и подмазывать не буду». Педро попросил, чтобы она угостила его завтраком. Дама пригласила его в гости: Педро пришёл, опоздав на два часа. Они немного посидели за столом в обществе отца Гризельды. Потом сразу идёт нарезка свадебных кадров.
Гризельда не бедная: у неё прислуга и рабочие, но говорит мужу: «На жалованье патрульного долго не проживёшь, мы должны заработать много, не знаю, как, но должны».
Такого же мнения придерживался и начальник Педро: он не выполнял квоту по штрафам, мало выписывал квитанций. Педро парировал, что дороги пустые и машин почти нет.
Педро поставили на маршрут, где перевозят свиней, и начальник намекнул, чтобы он там выписывал нужное количество квитанций, иначе будет отстранён от работы.
Испытывая давление со стороны коллег, главный герой начинает брать взятки. Вскоре работа накладывает свой отпечаток: появляются лёгкие деньги, он посещает публичный дом, выпивает. Когда пришёл в 5 утра домой (был у проститутки), беременная жена угрожала ножом, но пачка денег её мгновенно успокоила.
Но Педро не производит впечатление плохого человека. Вообще, герой вызывает тёплые чувства. Он какой-то человечный, что ли. Неудачи и потери сделали его взрослее, но не злее. Он не озлобился, хотя хочет отомстить за смерть друга. Его тошнит от вседозволенности контрабандистов, наркодилеров, мажоров. Но особо ничего изменить он не может, хотя пытается приспособиться к реалиям жизни.
Очень сильный момент просто до мурашек, когда двое остановленных мужчин вместо документов показывают оружие и стреляют по нему. Он, истекая кровью, успевает сообщить об инциденте и отрубается. Становится непонятно, сон это или явь, но Педро видит своего отца, который, хромая, подходит с палкой к нему и легко ударяет его по ноге (это единственный момент, где показан отец героя). Потом отец уходит, а Педро кричит ему вслед о помощи. В итоге оказалось, что отец умер и привиделся Педро.
Автомобили в Мексике
При поступлении на работу Педро выдали автомобиль под номером 27 со словами: «Наша лучшая машина, только потому что говорят, что ты отличный водитель. Только не поцарапай». Позже на парковке Педро перепутает передачи, и вместо заднего хода въедет во впереди стоящий грузовик. Его машина окажется не так крепка, поскольку от лёгкого удара передняя часть сильно пострадает и отправится в ремонтный цех.
Педро дадут единственный свободный автомобиль, по внешнему виду который больше напоминает рухлядь. Но потом герой к этой машине так привыкнет, что не захочет менять эту развалюху ни на что другое (мотор мощный у неё).
В фильме автомобиль сыграл роковую роль: когда нападают на лучшего друга, Анабеля, то Педро не успевает приехать на подмогу из-за того, что автомобиль долго не заводился. Потом он всё-таки едет, но машина дымит и он вынужден выйти и бежать. Но, увы, опаздывает. Он чувствует свою вину, ведь именно он сообщил о машине, за рулём которой водитель с косячком. Поразило, что убийство оставили безнаказанным и не советовали Педро вмешиваться, сказав, что якобы эти люди уже покинули страну.
Нищета 90-х
В фильме показаны реалии из жизни мексиканской провинции 90-х. Порой бедность показана до шокирующих подробностей. Особенно это бросается в глаза в борделе, где принимает клиентов проститутка Марибель. Вызывает отвращение, как ещё при клиенте она начинает подмываться из кувшина маленьким количеством воды (видимо, экономит) и потом надевает трусы. К ней один за другим идут клиенты. Ей всё равно, кто, лишь бы платили. Причём она обижается на вопрос главного героя «Зачем ты этим занимаешься?».
Педро считает, что наличие двух детей и бросивший муж — это не оправдание продавать своё тело. Проститутка до такой степени обижается, что выгоняет клиента и требует больше к ней не приходить. Успокаивают её запрещенные вещества. Но именно патрульный решает ей помочь нормально жить и вытаскивает из этой грязи.
Бедные интерьеры, нищета, дешёвые проститутки – это не выдумка. Поскольку подобных фильмов о Мексике я не знаю, возникает ощущение правдивости, что так и было. У нас были лихие 90-е с бандитскими разборками, малиновыми пиджаками и новыми русскими. Складывается впечатление, что там были мажоры и наркоторговцы на дороге, погони, наркотики, убийства. Порою кажется, что образы чересчур утрированы: вождение в пьяном виде с алкоголем, под кайфом, с оружием, без прав. Но герой за справедливость.
Зачем смотреть этот фильм?
Чтобы поностальгировать по 90-м и увидеть совсем не гламурную Мексику. Также в фильме звучит красивая музыка – испанская гитара. Фильм оставляет приятное послевкусие и надежду на лучшее.
Ольга Волкова
«Герой надел форму, чтобы защищать» — другая рецензия на фильм «Патрульный»