Позади настолки и комиксы — то, что с трудом влилось в современные реалии российской культуры. Причины лежат на поверхности: этого не было, поэтому принять и понять людям старшего поколения такие явления крайне трудно. Но вот мы переходим к нашей последней теме. То, что будоражит умы миллионов людей по всей планете. То, без чего нельзя представить современную (да и ушедшую) гик-культуру. Сериалы.
Сериалы в СССР были. Хотя они значительно отличались от тех, что транслировали в это время на Западе. К примеру, «Вызываем огонь на себя».
Можно ли вообще считать это сериалом? Зависела ли от этой картины дальнейшая судьба восприятия сериалов русским зрителем, или же он канул в прошлое, так и не оставив следа в настоящем?
Разобраться в истории отечественных (а уж тем более зарубежных) сериалов крайне трудно. В русском сегменте Википедии вообще нет нормальной статьи, которая была посвящена сериалам, зато есть почти 50 подразделов, выбирай — не хочу. В Московской школе кино есть даже целая образовательная программа «История кино», которая длится 32 академических часа и которую ведёт журналист Егор Москвитин. Стоимость удовольствия — 40 тысяч рублей. Пока попытаюсь разобраться в вопросе без помощи Москвитина.
«Вызываем огонь на себя» — тяжёлый фильм о войне, общий хронометраж которого составляет почти 300 минут (пять часов). Естественно, показать всё это сразу в годы активного возрождения телевидения было невозможно, в результате фильм был поделён на четыре серии, каждая — по часу с лишним.
В пользу присвоения звания «сериала» этой, бесспорно, значимой ленте можно привести несколько аргументов: создавалась эта лента по радиоспектаклю, который, в свою очередь, был поставлен на основе повести. Кроме того, фильм содержит элементы детектива, что порождает эффект недосказанности (без которой сейчас трудно представить индустрию сериалов), удерживающую у экранов зрителей. Но всё же это одна полноценная история, попросту поделённая на четыре части. А значит — перед нами традиционный советский фильм о войне, который был растянут до нескольких часов.
Так что же в действительности положило начало сериалам в нашей стране?
Сначала была сага. И сага была о Форсайтах. С этого британского детища BBC началось знакомство советской аудитории с жанром зарубежного сериала. Не то чтобы это сильно отличалось от фильма: вышло всего 26 серий экранизации цикла романов Джона Голсуорси, которую в Британии показали за полгода. Тем не менее, в одно произведение смогли внести сюжет сразу нескольких книг, да ещё и на протяжении столь долгого времени зрителя удавалось держать в неведении и предвкушении, а это дорогого стоит. Понятно, почему выбор пал именно на этот сериал, да ещё и несколько крупных премий подтвердили его статус.
Но причём тут гики? А ни при чём. Это вполне себе классическая мыльная опера, которая была рассчитана на домохозяек. Детям и подросткам подобное вряд ли было бы интересно смотреть: нет какой-то необычности, фантастичности. Жанр сериала определяется как драма.
Неужели «Сага о Форсайтах» была лучшим, что можно было показать советской аудитории, приоткрыв для них завесу сериального мира Запада?
Выбор, конечно, был большим. К тому моменту вышло уже два сезона «классического» «Доктора Кто», ремейк которого снимают и по сей день. Были показаны первые три сезона легендарного, любимого всеми гиками Земли «Звёздного пути». Возможно, советские дети с невероятным восторгом смотрели бы это, а, может, сериалы бы с треском провались — сейчас сложно сказать, ведь в эфир 70-х их так и не вывели. О причинах можно только гадать. Самый банальный вариант — несоответствие идеологии. Ни о какой «вражде», из-за которой мы не могли бы показывать эти сериалы, речи быть не может. И вот почему.
Пока в первой половине 70-х годов в СССР продолжали делать криминальные детективы («Следствие ведут знатоки»), многосерийные фильмы о войне («Семнадцать мгновений весны») и целые эпопеи, включающие в себя довольно большие промежутки («Тени исчезают в полдень», «Вечный зов»), советские теледеятели продолжали искать зарубежные сериалы, которые можно было бы продемонстрировать нашему зрителю. Прошлись по многим странам: Польше, Венгрии, Франции и даже Америке, с которой велась холодная война.
Так что никаких преград для заимствования тех сериалов, которые впоследствии станут неотъемлемой частью гик-культуры, не было. Вопрос был исключительно в выборе: что подходит для нашего зрителя, а что — нет. Понятно, что ограничиться советскими сериалами, так или иначе связанными с войной, было нельзя, поэтому именно зарубежные сериалы играли роль «разбавки» на отечественном телевидении.
Тем временем сам жанр сериала не получал серьёзного развития. Советские сериалы так и оставались многосерийными фильмами, не подразумевая создания какого-либо продолжения в ближайшее (или не очень время). Это были законченные истории, разбитые на части.
Свежий глоток воздуха, как и в случае с комиксами, пришёлся на середину 80-х, когда на экранах появился первый «сериал», рассчитанный на детей, — «Гостья из будущего». Можно было бы сказать, что это наш «Звёздный путь», но, как и в случае с другими советскими сериалами, создатели решили ограничиться созданием многосерийного фильма. Несомненно, это стало большим шагом для индустрии сериалов, поскольку удалось зацепить новую аудиторию, и для этого прекрасно подходил как сам фильм, так и его прокат, который пришёлся на период детских каникул. Естественно, родители также не пропустили эту ленту и вместе с детьми смотрели за приключением Алисы Селезнёвой. Вот только с упоением и ностальгией этот фильм сейчас пересматривают именно те, кто рождён в 60–70-е годы.
К сожалению, подпитывать аудиторию детей было особо нечем: год спустя вышел только мини-сериал «В поисках капитана Гранта». Из зарубежных можно выделить британского «Робин из Шервуда», который уже представлял собой настоящий сериал с различными приключениями от одной серии к другой, проливающий свет на этот вымышленный мир, открывая его для зрителей. Есть основания предполагать, что именно этот сериал стал предтечей будущих картин про Геракла и Зену, которые с удовольствием смотрели подростки 90-х и 00-х.
Перестройка и последующие годы обернулась киновзрывом, взвалившим на советского зрителя тонны плёнки с южно-американскими сериалами всех сортов и расцветок. «Рабыня Изаура», «Просто Мария», «Богатые тоже плачут», «Клон», «Санта Барбара», «Дикая роза» — понятие приключенческих сериалов, которое начинало выстраиваться в сознании подраставших в 80-е людей, разрушилось и перестроилось окончательно на формат «тысячесерийной» драмы и мыльной оперы.
Сериал российского производства «АБВГД Ltd», который был направлен на нашу молодёжь, полностью провалился, что, может, даже к лучшему. Стандарты позаимствованной мыльной оперы подхватывают «Горячев и другие» и «Мелочи жизни», а в 1997 году появляется уже всем поколениям известная «Улица разбитых фонарей». Этот сериал, кстати, стал ярким представителем, подхватившим тему полицейских сериалов СССР. С тех пор каждый второй сериал в нашей стране создаётся про доблестных полицейских/спецназовцев/участковых и т.д.
В то же время появляется ещё одна разновидность отечественных сериалов — ситкомы: «Осторожно, модерн!», «33 квадратных метра», которые можно признать весьма оригинальными.
Однако хороших или хотя бы нормальных сериалов про детей или для детей так и не появляется. Отдуваться приходится «Сабриной» или «Зачарованными». Не кажется ли вам немного неуместной подобная пропасть в сериалах для детей? Одни могли смотреть исключительно сериалы про войну и детективов (естественно, превосходные, качественные, умные сериалы, но не детские, как ни крути). Другие, получив прикормку в виде двух замечательных приключенческих картин, должны были быстро повзрослеть, начав следить за горячими и страстными взаимоотношениями в латиноамериканских сериалах, так и подсев на них.
А некоторые просто не имели выбора, поэтому смотрели зарубежные сериалы, рассчитанные на детей и подростков. Так сериальная гик-культура и влилась в нашу страну, и сделать с этим было нечего, поскольку альтернативу не предлагали, а пересматривать 20 раз в месяц приевшиеся ленты, увы, не было желания. Собственно, именно поэтому российские дети так рано переходили на взрослые сериалы: кто-то бежал на ТНТ, чтобы смотреть «Счастливы вместе», «Универ» и тому подобное, а кто-то мчался на MTV для просмотра «Клиники» и «Друзей». Каково же было удивление, когда оказалось, что большинство сериалов с ТНТ — это либо то, что показывали в 90-е, либо то, что показывают сейчас за рубежом. Естественно, на этой бытовухе гик-культуру не воспитаешь.
Помочь в совершении этого невероятного открытия помог интернет, который дал доступ к межнациональному обмену культурными объектами разных стран. Переоценить вклад интернета в развитие гик-культуры в России вообще сложно.
Конечно, остались ещё пещерные люди, для которых «Звёздный путь» — это «американские уроды», а популярные нынче супергеройские сериалы — «хрень для детей», но таковые будут всегда. Радует, что за последним сезоном «Игры престолов» следили все: от мала до велика. Возможно, это именно то, с чего начнётся полноценный расцвет гик-культуры в России.
Роман Морозов