Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Георгий Гурджиев

Личность таинственная и притягательная

В  клубе  «Сине-Фантом», что обосновался   в  кинотеатре, где  когда-то   показывали  киножурнал «Фитиль»,  народу  набился  полный  зал  вместе  с  кулуарами:  продюсер   Сергей  Сальников  и режиссер  Юлия  Агеева    представляли свой  фильм  «Гитлер,Сталин  и Гурджиев».

Публику  интересовал  последний. Собравшиеся   о нем  знали  ( иначе  с чего бы  сюда  устремились!), но  каждый  знал   свое  -  имел  представление  о каком-то одном кусочке  личности этого удивительного   человека. 

Георгий Гурджиев

Хоть Гурджиев и назвал свою  основанную во  Франции  школу  «Институтом   Гармонического  развития  Человека»,  представить его  самого  личностью гармонически-цельной  невозможно. Слишком  много разного, противоречивого  было  в его характере,  мировоззрении, учении, что не мешало, скорее, напротив, способствовало тому, что  в  20-30-начале 40-х  годов прошлого века   у  Гурджиева  была  масса учеников  и последователей   в разных  странах.

В  наше  время  он легко   мог бы стать,  если  не  Абрамовичем, то  Мавроди  - умел  добывать   деньги  буквально  из  ничего,  о чем сам   с  иронией   рассказывал  в книге  «Встречи с замечательными  людьми». Еще легче  расставался  с деньгами. Деньги  были средством  -   в  молодости познавать, путешествовать, а  позднее  развивать и  распространять  свои  идеи.

Однако  прежде  чем пытаться  (только пытаться, потому  что  даже   приверженцы  Георгия  Ивановича   внятно   сформулировать  его кредо  не в состоянии,  во всяком случае  перед заинтересованной  аудиторией  в «Сине-Фантоме»  это никому  не удалось, а  авторы    фильма   даже  и не пытались!)  говорить  о его идеях, надо  хотя  бы кратко остановиться  на его биографии.

Родился  в  армянской  семье  в  80-х годах  позапрошлого века. Юношеская  любознательность, тяга  к мистическим явлениям   в сочетании  с интересом  к  культуре  Востока  влекла  к  путешествиям -  Кавказ, Турция,  Персия, Тибет, Россия…  Легенды, верования, встречи с   разного рода  магами  и гуру  сложились  в причудливый   калейдоскоп, состоящий  из  смеси  религиозных  воззрений,  философии, оккультизма, мистики.  Накануне  Первой  мировой  войны  Гурджиев, очевидно  обладавший  гипнотическим даром,   стал  популярен  в  Москве  и Петербурге. В начале 20-х годов он, принципиально   придерживающийся  позиции «над  схваткой», отвергающий  любые  политические мотивации  -  политика была  ему просто неинтересна,  счел, тем  не менее,  за  благо   покинуть   большевистскую  Россию. Америка, Англия,  Германия, Франция… -  он везде находил  приверженцев  и спонсоров. В  конце  концов  выбрал  Францию.  В пригороде  Парижа  обзавелся  поместьем, где  и открыл   свой  Институт  Гармонического развития  Человека. Воспитанники, не  выдерживающие   институтского режима -  тяжелая  физическая  работа, беспрекословное  подчинение Учителю. Полный отказ от   собственного  «я»  -  впоследствии  называли эту  организацию  концлагерем. Но, кажется,  в 20-е годы  такого  понятия   еще  не было, Гурджиев  ввел  его… Умер  он  в 1949 году  от последствий   тяжелейшей  автоаварии: несся    за  рулем своего   Ситроена   из  Парижа  в Фонтенбло  и врезался   в дерево.  Говорят, Гурджиев  был  особым  приверженцем  скорости,  во всех  ее проявлениях  -  и в мыслях,  и   на  дороге.

Так  что  же проповедовал   Георгий  Гурджиев? Человек, считал  он,   является в мир  духовно стерильным, у него  нет  бессмертной  души  и от него  самого зависит   ее создание  в течение  отпущенного  ему  жизненного  срока.  Чем  и как  наполнит  он свою  душу? Душа, достигшая  высот  гармонии,  влившись после смерти в одухотворенное  внеземное пространство,  обретет    жизнь  вечную,  а  оставшаяся  пустой  -  исчезнет… В процессе  обретения  гармонии  человек    предстает  как бы  состоящим  из   кусочков  -  разных,  иногда   противоречивых, в нем  уживаются   множества «я»,  в том  числе  и греховных. Все  эти  «я»  истинные  -  такова  человеческая  суть.  Надо  сказать, что  образ самого   Гурджиева  -  по его  книгам,  по  воспоминаниям   современников  -  выглядит  именно таким:  распадается  на очень   разные  составляющие. 

В. Б. Микушевич

Участвовавший  в  фильме,  а затем  в  его обсуждении   философ, культуролог  и поэт   В. Б.   Микушевич  считает, что  эту   близкую  исламскому    суфизму  теорию   Гурджиев  воспринял  от   армянского   поэта  и мыслителя    Григора  Нарекаци  и, взяв  ее  на вооружение,  пытался  одолеть   свои  греховные «я», победить  разбивающую  гармонию  множественность,  но…  и  к  концу  жизни  успеха  не достиг.

Что  же  касается  его  более  ранних  лет,  то многогранности   этого  человека    можно  поражаться. Отважный  путешественник  и пытливый исследователь  магических  тайн,  он  ищет  эти  тайны  и  безуспешно  пытается  разгадать   -  таков  Гурджиев   в  юности. Умелец,  способный  благодаря ловкости рук  и смекалке   добывать  хлеб  насущный ,  нередко  при том  плутуя,  -  в своих  книгах  он весело вспоминает  о  подвигах  на предпринимательской  ниве. Изучая  религиозную культуру  Востока,  он был  поражен   ритуальными  танцами    дервишей  -   мусульманских   нищенствующих  аскетов-мистиков  и позднее  в своем   Институте    ввел  в  программу    эти  завораживающие   танцы.   В  фильме  Юлии Агеевой    есть  несколько    документальных  кадров  :  ученики  Гурджиева    одетые  в белые  балахоны   кружатся  в экстазе…  Красиво и, наверное,   оказывает  магическое действие   -  вводит  в транс  и исполнителей  и зрителей. 

Театроведы  знают,  что  человек  по натуре  не  чуждый  актерства,  Гурджиев    был  близок с  Мейерхольдом  и увлекался театром, занимался  постановкой  балета   с характерным  название « Битва  магов». 

Знатоки   даже  считают,  что  мейерхольдовская   биомеханика   произошла  из установки  Гурджиева   -  сделать  видимым, выразить  в движении   невидимый  внутренний мир.

А как же   Сталин  и Гитлер ,  появились ли   они   в названии фильма  просто  в качестве  дани  телевизионному  рейтингу? Нет, все  сложнее.  В  сочетании   этих  имен  есть  свой  не  до конца, однако,  проясненный  смысл.  Уж  так глубоко   запрятаны  тайны  вождей,  что спустя многие   десятилетия   потомкам  достаются   только  версии  и догадки.  Но кое-чему  логически обоснованному   концепцией  фильма, кажется,  можно поверить.

Как  уже говорилось,  политику   Гурджиев  игнорировал, его  интересовала  человеческая  сущность  вне  политических взглядов.  А  главное  - возможность   воздействия  на  человека,  с целью, разумеется,   гармонизации  личности. Сталин, как  и Гитлер, очевидно,  смотрели  на этот  вопрос  масштабнее,  в  задачу  властителей-тиранов   входили  возможности  манипулировать  не горсткой  учеников,  а людскими   массами.  Тут  эксперименты  Гурджиеве  могли  пригодиться.

Авторы   фильма  не  очень, правда,   на том  настаивая,   утверждают,  что  Гурджиев  и Сосо  Джугашвили  были  знакомы   со  времен   занятий  в  тбилисской   семинарии  и затем встречались  в  Баку,  а  перед  войной  в  Москве,  и что  Гурждиев   подарил  вождю  народов   термин « инженеры  человеческих  душ».  С  Гитлером, зацикленном   на  тайнах  Шамбалы, Гурджиеву  общаться было еще проще,  и последователи  среди  нацистской верхушки   у него находились, тому  есть   свидетельства,  и идею  древне-индийского   магического  знака   подбросил    вождю арийцев  армянин «из  простых»…

Личность Георгия  Гурджиева  столь популярная   в   10-20 –30-е  годы  прошлого века,   у нас  почти забыта. Неудивительно,  мы  многое  подзабыли, вернее, нам  внушили,  что  надо  забыть. Манипуляция  людским сознанием   -  не зря же    он, мистик  и делец, талант  с авантюрным  уклоном,  учил  сильных мира  сего  управлять  людьми.  Так  научил, что    сидевшие   рядом  со  мной  в  клубе «Сине-Фантом»  московские  потомки  Гурджиева (не  очень, правда,  близкие)  знаменитого   предка  открывали  для себя   вместе  со зрителями  из  числа  не-эрудированных.  Что  ж  тут   удивительного?  В  советских  семьях   о  такого плана  родне    предпочитали  помалкивать. Зато  сейчас -  какая  вспышка  интереса!  Выходят  гурджиевские  книги,  демонстрируется  фильм.  А  поскольку,  как говорилось   на обсуждении  картины, многое  осталось  за кадром,  к этой  теме,  к этому   необыкновенному  человеку,   кинематографисты  наверное   еще  обратятся.

888


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95