В клубе «Сине-Фантом», что обосновался в кинотеатре, где когда-то показывали киножурнал «Фитиль», народу набился полный зал вместе с кулуарами: продюсер Сергей Сальников и режиссер Юлия Агеева представляли свой фильм «Гитлер,Сталин и Гурджиев».
Публику интересовал последний. Собравшиеся о нем знали ( иначе с чего бы сюда устремились!), но каждый знал свое - имел представление о каком-то одном кусочке личности этого удивительного человека.
Георгий Гурджиев
Хоть Гурджиев и назвал свою основанную во Франции школу «Институтом Гармонического развития Человека», представить его самого личностью гармонически-цельной невозможно. Слишком много разного, противоречивого было в его характере, мировоззрении, учении, что не мешало, скорее, напротив, способствовало тому, что в 20-30-начале 40-х годов прошлого века у Гурджиева была масса учеников и последователей в разных странах.
В наше время он легко мог бы стать, если не Абрамовичем, то Мавроди - умел добывать деньги буквально из ничего, о чем сам с иронией рассказывал в книге «Встречи с замечательными людьми». Еще легче расставался с деньгами. Деньги были средством - в молодости познавать, путешествовать, а позднее развивать и распространять свои идеи.
Однако прежде чем пытаться (только пытаться, потому что даже приверженцы Георгия Ивановича внятно сформулировать его кредо не в состоянии, во всяком случае перед заинтересованной аудиторией в «Сине-Фантоме» это никому не удалось, а авторы фильма даже и не пытались!) говорить о его идеях, надо хотя бы кратко остановиться на его биографии.
Родился в армянской семье в 80-х годах позапрошлого века. Юношеская любознательность, тяга к мистическим явлениям в сочетании с интересом к культуре Востока влекла к путешествиям - Кавказ, Турция, Персия, Тибет, Россия… Легенды, верования, встречи с разного рода магами и гуру сложились в причудливый калейдоскоп, состоящий из смеси религиозных воззрений, философии, оккультизма, мистики. Накануне Первой мировой войны Гурджиев, очевидно обладавший гипнотическим даром, стал популярен в Москве и Петербурге. В начале 20-х годов он, принципиально придерживающийся позиции «над схваткой», отвергающий любые политические мотивации - политика была ему просто неинтересна, счел, тем не менее, за благо покинуть большевистскую Россию. Америка, Англия, Германия, Франция… - он везде находил приверженцев и спонсоров. В конце концов выбрал Францию. В пригороде Парижа обзавелся поместьем, где и открыл свой Институт Гармонического развития Человека. Воспитанники, не выдерживающие институтского режима - тяжелая физическая работа, беспрекословное подчинение Учителю. Полный отказ от собственного «я» - впоследствии называли эту организацию концлагерем. Но, кажется, в 20-е годы такого понятия еще не было, Гурджиев ввел его… Умер он в 1949 году от последствий тяжелейшей автоаварии: несся за рулем своего Ситроена из Парижа в Фонтенбло и врезался в дерево. Говорят, Гурджиев был особым приверженцем скорости, во всех ее проявлениях - и в мыслях, и на дороге.
Так что же проповедовал Георгий Гурджиев? Человек, считал он, является в мир духовно стерильным, у него нет бессмертной души и от него самого зависит ее создание в течение отпущенного ему жизненного срока. Чем и как наполнит он свою душу? Душа, достигшая высот гармонии, влившись после смерти в одухотворенное внеземное пространство, обретет жизнь вечную, а оставшаяся пустой - исчезнет… В процессе обретения гармонии человек предстает как бы состоящим из кусочков - разных, иногда противоречивых, в нем уживаются множества «я», в том числе и греховных. Все эти «я» истинные - такова человеческая суть. Надо сказать, что образ самого Гурджиева - по его книгам, по воспоминаниям современников - выглядит именно таким: распадается на очень разные составляющие.
В. Б. Микушевич
Участвовавший в фильме, а затем в его обсуждении философ, культуролог и поэт В. Б. Микушевич считает, что эту близкую исламскому суфизму теорию Гурджиев воспринял от армянского поэта и мыслителя Григора Нарекаци и, взяв ее на вооружение, пытался одолеть свои греховные «я», победить разбивающую гармонию множественность, но… и к концу жизни успеха не достиг.
Что же касается его более ранних лет, то многогранности этого человека можно поражаться. Отважный путешественник и пытливый исследователь магических тайн, он ищет эти тайны и безуспешно пытается разгадать - таков Гурджиев в юности. Умелец, способный благодаря ловкости рук и смекалке добывать хлеб насущный , нередко при том плутуя, - в своих книгах он весело вспоминает о подвигах на предпринимательской ниве. Изучая религиозную культуру Востока, он был поражен ритуальными танцами дервишей - мусульманских нищенствующих аскетов-мистиков и позднее в своем Институте ввел в программу эти завораживающие танцы. В фильме Юлии Агеевой есть несколько документальных кадров : ученики Гурджиева одетые в белые балахоны кружатся в экстазе… Красиво и, наверное, оказывает магическое действие - вводит в транс и исполнителей и зрителей.
Театроведы знают, что человек по натуре не чуждый актерства, Гурджиев был близок с Мейерхольдом и увлекался театром, занимался постановкой балета с характерным название « Битва магов».
Знатоки даже считают, что мейерхольдовская биомеханика произошла из установки Гурджиева - сделать видимым, выразить в движении невидимый внутренний мир.
А как же Сталин и Гитлер , появились ли они в названии фильма просто в качестве дани телевизионному рейтингу? Нет, все сложнее. В сочетании этих имен есть свой не до конца, однако, проясненный смысл. Уж так глубоко запрятаны тайны вождей, что спустя многие десятилетия потомкам достаются только версии и догадки. Но кое-чему логически обоснованному концепцией фильма, кажется, можно поверить.
Как уже говорилось, политику Гурджиев игнорировал, его интересовала человеческая сущность вне политических взглядов. А главное - возможность воздействия на человека, с целью, разумеется, гармонизации личности. Сталин, как и Гитлер, очевидно, смотрели на этот вопрос масштабнее, в задачу властителей-тиранов входили возможности манипулировать не горсткой учеников, а людскими массами. Тут эксперименты Гурджиеве могли пригодиться.
Авторы фильма не очень, правда, на том настаивая, утверждают, что Гурджиев и Сосо Джугашвили были знакомы со времен занятий в тбилисской семинарии и затем встречались в Баку, а перед войной в Москве, и что Гурждиев подарил вождю народов термин « инженеры человеческих душ». С Гитлером, зацикленном на тайнах Шамбалы, Гурджиеву общаться было еще проще, и последователи среди нацистской верхушки у него находились, тому есть свидетельства, и идею древне-индийского магического знака подбросил вождю арийцев армянин «из простых»…
Личность Георгия Гурджиева столь популярная в 10-20 –30-е годы прошлого века, у нас почти забыта. Неудивительно, мы многое подзабыли, вернее, нам внушили, что надо забыть. Манипуляция людским сознанием - не зря же он, мистик и делец, талант с авантюрным уклоном, учил сильных мира сего управлять людьми. Так научил, что сидевшие рядом со мной в клубе «Сине-Фантом» московские потомки Гурджиева (не очень, правда, близкие) знаменитого предка открывали для себя вместе со зрителями из числа не-эрудированных. Что ж тут удивительного? В советских семьях о такого плана родне предпочитали помалкивать. Зато сейчас - какая вспышка интереса! Выходят гурджиевские книги, демонстрируется фильм. А поскольку, как говорилось на обсуждении картины, многое осталось за кадром, к этой теме, к этому необыкновенному человеку, кинематографисты наверное еще обратятся.