Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Гиблые места

Что защитит пешехода от пьяного водителя?

На российских дорогах, кроме привычных ухабов, наметилась еще одна, чисто российская беда: в последнее время слишком часто стали погибать граждане, ожидающие общественный транспорт на остановках. Масштаб проблемы отражает сухая статистика: в этом году в России в результате наездов на остановки погибло 25 человек. Защищать пешеходов уже невозможно одним лишь ужесточением наказаний. Речь зашла об инженерно-технических приспособлениях. Какие идеи существуют на сей счет в столице?

Это не ваша остановка

Как заявили «Итогам» в департаменте транспорта Москвы, компромиссных инженерных решений на эту тему у них просто нет. И посоветовали обратиться в ГУП «Мосгортранс», которое перевозит пассажиров, берет с них деньги за услугу, а значит, должно и обеспечивать гарантии безопасности. Там сослались на то, что вполне достаточно ГОСТов и СНиПов, регламентирующих обустройство остановочных павильонов. Согласно существующим документам остановочные пункты автобусов и троллейбусов на магистральных улицах регулируемого движения необходимо размещать на расстоянии не менее 20 метров после перекрестка. Оговаривается и длина остановочной площадки — от 20 до 30 метров. Сами посадочные площадки, как правило, проектируются на тротуарах. А если их решают разместить на проезжей части, то необходимо поднимать их на 15 сантиметров относительно дорожного полотна. И так далее. В документах прописаны, казалось бы, все тонкости вплоть до количества пассажиров на остановке (не более двух человек на квадратный метр). Однако жизнь не стоит на месте: растут скорости автомобилей, плотность транспортного потока, число горожан. Меняется, в конце концов, и сам общественный транспорт. Еще в 2008 году столичный департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства оборудовал в городе несколько экспериментальных безопасных остановок, с карманами для заезда общественного транспорта и специальными столбиками, призванными уберечь пассажиров от угрозы наезда автомобилей. Остановки нового образца — где по одной, где по две — поставили на Зубовском бульваре, Ленинском проспекте, Каширском шоссе и на МКАД. Дальше этого дело не продвинулось. Причины приостановки эксперимента выяснить не удалось. Может быть, специалисты сочли эти инновации делом ненужным и нерентабельным?

Скорее всего, так и вышло. А вот за рубежом в этом направлении работают очень активно. В Италии каждая остановка защищена бетонными столбиками. Там даже нет статистики по наездам на остановки. Другой пример, но более технически продвинутый — из Скандинавии: там ставят так называемые утапливаемые столбики. Автобус, имеющий необходимый электронный идентификатор, подъезжает к остановке, водитель нажимает на кнопку — и столбики уходят под землю. Когда автобус отъезжает, защитный контур вновь поднимается. В Москве такие новинки на вооружение пока брать не собираются. Интересно почему?

Спасайся кто может

Председатель межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов считает, что «от дурака, алкоголика и наркомана на остановках не спасет ничто — ни столбики, ни брустверы». Несколько другое мнение у профессора кафедры транспортной телематики Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Султана Жанказиева: «При небольших скоростях — около 40—60 километров в час — столбики определенно полезны. А если скорость автомобиля зашкаливает за 100, то тут уже нужны другие конструкции. Если уж и защищать остановки, то бетонными бонами, которые ставятся на границе дороги и тротуара и могут выдержать любой удар по ребрам жесткости». Правда, возникают соображения другого плана. Боны-то не пропустят через себя даже груженую фуру, но существенно затруднят доступ к общественному транспорту пассажиров, в том числе инвалидов и родителей с колясками, да и облик города подпортят основательно. Кроме того, как отметил руководитель рабочей группы по инфраструктурному развитию и строительству Общественной палаты РФ Игорь Ковпак, «можно настроить ограждений, но в критический момент они помешают людям убежать от несущегося авто».

Но и бездействовать тоже преступно. Например, активисты «Общества синих ведерок» рассчитали, что в Москве насчитывается примерно одна тысяча километров дорог, где машины двигаются рядом с пешеходами. Чтобы полностью их обезопасить (это в идеале), нужно через каждый метр выставить залитые бетоном и армированные столбы высотой в метр и заглублением в 60 сантиметров (на глубине 70 сантиметров проложены коммуникационные кабели). «Если не пилить бюджетные деньги, то каждый столбик с учетом объема закупок материалов и работы обойдется в 2000 рублей», — утверждает координатор общества Петр Шкуматов. В итоге городу пришлось бы потратить на это дело миллиард рублей. Есть у общественников также и конкретный проект конструкции, рассчитанной на защиту остановки общественного транспорта от полуторатонной машины, летящей со скоростью 100 километров в час. Предлагается сооружать металлические треугольные столбы с отклонением примерно в 30 градусов в сторону проезжей части, которые будут внизу связаны в единую конструкцию. Если даже автомобиль на огромной скорости врежется в нее, то удар примет на себя не каждый столб в отдельности, а все сразу, намного эффективнее поглощая кинетическую энергию. Такая конструкция будет стоить около 200 тысяч рублей. По мнению Петра Шкуматова, в Москве в таких усиленных конструкциях нуждается около 400 остановок, то есть на это дело пришлось бы потратить 80 миллионов рублей.

Понятно, что не каждая остановка общественного транспорта в черте города должна представлять собой укрепленный бастион. Есть тихие улочки, а есть магистрали с сумасшедшим трафиком. И потому создание безопасных остановок целесообразно было бы осуществлять на потенциально опасных участках, которые давно известны специалистам. Например, одно из таких мест находится на Ленинградском проспекте в районе станции метро «Аэропорт». При движении из центра в область дорога немного изгибается влево, и это может привести к тому, что автомобиль, потерявший управление, вылетит аккурат на расположенную далее остановку общественного транспорта. Еще одно опасное в этом плане место находится напротив дома 11 на Севастопольском проспекте, где машины, на светофоре поворачивая налево, неоднократно врезались в расположенную за поворотом остановку. В 2008 году там при подобных обстоятельствах погибло три человека. Разумеется, в каждом городе есть такие гиблые места, о которых знают в ГИБДД. Настало время такие риски просчитывать, в том числе и финансово. Депутат Госдумы и лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков уверен: «Финансовый вопрос здесь не может доминировать. Жизнь значительно дороже, и выплаты, которые несет бюджет, суммарно значительно больше, чем технические меры профилактики».

Ни туда ни сюда

Наверное, имело бы смысл прописать в бюджете дорожного фонда отдельной строкой обустройство безопасных остановок общественного транспорта — так всем будет спокойнее. Но на безопасность пешеходов, которых, кстати, намного больше, чем автомобилистов, из дорожного фонда выделяется слишком мало средств. Так, еще в начале лета «Союз пешеходов» предоставил свои наработки по этому вопросу, большинство которых ГИБДД приняла, предложив изменить ГОСТы по оборудованию пешеходных переходов, которые зачастую расположены рядом с остановками. В ведомстве согласились окрашивать «зебры» в красный цвет дополнительно к белому, устанавливать «лежачие полицейские» перед ними, освещать их, ставить более заметные знаки «Пешеходный переход», оборудовать световую сигнализацию. Планировалось, что 15 процентов из дорожного фонда будет выделяться на безопасность пешеходов. Но в итоге в законодательстве оказалось только два целевых показателя — обустройство дворовых территорий и строительство пешеходных дорожек вдоль неосвещенной проезжей части между населенными пунктами. Поскольку опросы, связанные с безопасностью пешеходов, федеральные власти делегировали на местный уровень, то рассчитывать на что-то большее не приходится. Даже в Москве. Как следует из ответа столичного департамента транспорта, который принимает общую концепцию развития дорожной инфраструктуры города, решение проблем пешеходов, в частности оборудование остановок инженерно-техническими средствами безопасности, в планах не числится. Хотя в той же транспортной концепции указано, что власти намерены добиться того, чтобы большая часть москвичей пересела из личных машин в общественный транспорт. При таких раскладах число жертв на остановках будет расти в геометрической прогрессии — чем больше там будет людей, тем больше их может пострадать. Власти опять противоречат сами себе. А нам остается самим решать — ждать автобус на остановке или пройтись пешком. От греха подальше...

Владимир Крючков

676


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95