Как бы умело вы не обращались с коробкой передач, вам не угнаться за скоростями нового фильма Джеймса Мэнголда. «Ford против Ferrari» мчится все два с половиной часа своего хронометража как флагманский гоночный автомобиль NASCAR, гарантируя зрителю неподдельный опыт: он точно так же на протяжении всего фильма вдавлен в сидение своего кресла, как гонщик, входящий в левый поворот. Вот только в отличие от круговых заездов американского гоночного события №1, сюжет спортивной драмы Мэнголда куда более сложный: тут и резкие повороты, и езда по пересечённой местности, и трасса, в кои-то веки отличающаяся непредсказуемостью.
Точно такими же характеристиками славится легендарный автомарафон «24 часа Ле-Мана», проходящий ежегодно во Франции с 1933 года. Только один американец к 1960-м годам сумел победить в этом соревновании – гонщик и конструктор Кэрролл Шелби (в картине его роль исполняет Мэтт Дэймон). Директор Ford, Генри Форд Второй (Трэйси Леттс), недоволен тем, как идут дела у продукции его фирмы на рынке, и он решает перераспределить приоритеты компании. Теперь ее цель – не производство надёжной и множественной продукции, а создание уникального автомобиля, который сможет побеждать в гонках, в частности, в соревновании «24 часа Ле-Мана», где уже несколько лет подряд выигрывают только спортсмены итальянского Ferrari. В достижении поставленной цели американцам не обойтись без Шелби, человека не просто с опытом создания гоночных машин, но знающего вкус победы. Однако, уверен он, опыта и подходящего автомобиля может быть недостаточно – нужен особый человек за рулём.
Британец Кен Майлз (Кристиан Бэйл, заметно потерявший в весе после своего бенефиса в ленте «Власть») прошёл войну, завёл семью и открыл небольшую автомастерскую в солнечном Лос-Анджелесе, работающую в убыток. Машины – это главное увлечение Кена в жизни, он прекрасно в них разбирается, может с закрытыми глазами перебрать все детали, на слух установить причину поломки, но главное – водит как дьявол, и характер у него соответствующий. Кен в любую минуту может вспыхнуть как спичка или же кинуть гаечным ключом в нарывающегося на неприятности давнего друга. Этим другом, к слову, является Кэролл Шелби, и после очередного перемирия парочка берётся за сложнейшую задачу в их жизни – привести Ford к победе.
Кино Джеймса Мэнголда, в разное время осчастливившего фанатов вестернов «Поездом на Юму» и поклонников комиксов «Логаном» - настоящий рай для любителей скорости, гонок, автомобилей и, естественно, фильмов обо всём этом. Камера смакует каждую деталь отполированного ретро-шедевра, словно любуясь искусством автомобилестроения в любом его виде. От сцен гонок и заездов не оторвать глаз – мы буквально ощущаем запах горелых шин, а вибрации, исходящие от их соприкосновения с трассой, добираются вплоть до самого дальнего зрительского кресла в кинотеатре. Работа со звуком, монтажом и вся техническая составляющая фильма впечатляет до глубины души, позволяя в равной степени ощутить себя как очевидцем легендарных событий 66-го года во Франции, так и непосредственно их участником. Невероятное напряжение, от которого потеют ладони и порой не хватает воздуха – на втором часу фильма уже непонятно, это ты только что откатал очередной заезд или персонаж Кристиана Бэйла.
«Ford против Ferrari» ― настоящая ода маскулинности во всех её проявлениях: от токсичной до экологичной. Кино, от которого растёт щетина, руки обрастают мозолями, а одежда пропитывается машинным маслом. Каждая сцена практически вот-вот взорвётся от тестостерона и крутизны, особенно когда на экране Бэйл с Дэймоном. Стоит признать, что их дуэт всё-таки не столь электризованный и сложный в плане взаимоотношений, как в фильме Рона Ховарда «Гонка» с Крисом Хемсвортом и Даниэлем Брюлем. Да и химии у Бэйла больше с любой машиной, за руль которой он садится, чем с его живым экранным партнёром. Но оба играют великолепно: Дэймон крайне академичен, Бэйл же в очередной раз напоминает, что не один Хоакин Феникс способен так глубоко вживаться в образ.
Его Кен Майлз – не просто персонаж, основанный на реальном человеке, это скорее нежное напоминание о славных временах Нового Голливуда, когда подобные крупные студийные картины про крутых и азартных мужиков были на пике своей популярности. При всей технической модернизации работа Джеймса Мэнголда ближе к авантюрным приключенческим боевикам со Стивом МакКуином в главной роли, в особенности - к «Ле-Ману» 1971 года. Да и назвать Кристиана Бэйла «новым МакКуином» после просмотра «Ford против Ferrari» ― далеко не самый сильный комплимент в его адрес. Примечательно, что, несмотря на тотальное доминирование мужчин, меряющихся своим Эго, сюжетная линия Майлза с женой и сыном успешно оттеняет откровенную маскулинность всего происходящего. Показывая Кена прекрасным семьянином, любящим мужем и ответственным отцом, фильм про мчащиеся на молниеносной скорости жестяные банки приобретает так ему необходимые человеческие качества и нотки душевности.
У «Ford против Ferrari» есть все составляющее отличного голливудского боевика: динамика, адреналин, эмоции, увлекательная история и персонажи, за которых ты готов драться до последней капли крови. Работа Джеймса Мэнголда – это техническое совершенство, подтверждением которому могут стать многочисленные награды по ходу сезона. Первоклассный гоночный аттракцион, способный однажды стать образцом своего жанра.
Вадим Богданов