Четыре месяца минуло со дня неожиданной достопамятной встречи Владимира Путина с мультипликаторами. Казалось, мановением руки премьера все проблемы некогда процветающей, ныне стагнирующей анимационной сферы решены. На юные и седые головы создателей мультфильмов прольется золотой дождь. «Союзмультфильму» не дадут погибнуть. Объединенная государственная киноколлекция (ОГК), которая на протяжении ряда лет обирала мультипликаторов, будет ликвидирована. В России появится Центр Российской Анимации (ЦРА) — город-сад будущего, в котором разместится фабрика коллективного пользования: цеха мультстанками и павильонами, новейшая цифровая аппаратура, студия звука (в Корее, Китае подобных домов видимо-невидимо, вот и мультиндустрия у них бешено развивается). В ЦРА расположатся кинотеатр, курсы, школа для маленьких, музей… Все будет прекрасно и розово, как каменный мост Манилова или Паровозик из Ромашково.
При этом в нашем Простоквашино - громадье проблем не столько решается, сколько копится. Разрубать этот гордиев узел с лихостью Македонского не получится. И никакие разовые транши дело не спасут. Нужен системный подход, выработка эффективной стратегии спасения, реанимации всей мультипликационной отрасли.
Среди нерешаемых вопросов - демпинг телеканалов, предпочитающих закупки пакетами дешевого иностранного мыла, полностью игнорирующего российские фильмы. Разве государство не обязано этим озаботится и приструнить зарвавшихся теленачальников, процветающих на деньги налогоплательщиков?
После разделения финансовых потоков, кажется уже ни Минкульт ни Фонд поддержки кинематографии не понимают точно, что именно они поддерживают. Во всяком случае, большой пакет из авторской короткометражной анимации гуляет, подобно киплинговской кошке, туда сюда. И если чиновники хватаются за голову, что говорить о продюсерах, которые не понимают, куда им подавать заявки.
К тому же разделение на авторское кино и коммерческое требует серьезной проработки, экспертной оценки. Потому что авторские фильмы Норштейна и Назарова до сих пор одни из самых «возвратных». Потому что у талантливой анимации – нет срока давности. При этом должна заметить: нынешнее так называемое авторское кино – я говорю о проектах, которые читаю будучи членом экспертного жюри, по большей части уныло, банально, вторично. А так называемое коммерческое кино (за исключением уже развернувшихся мощных трендов, таких как «Маша и медведь», «Смешарики») напоминает мне советский ширпотреб – архаично, не красиво, скучно, не талантливо – и «носить», то есть смотреть эту «коммерцию», скорей всего никто не будет.
Студия «Союзмультфильм продолжает руинизироваться. На Коллегии возник спор, что с ней делать. Можно ли восстановить здание на Каляевской, износ которого составляет почти 90%? Или строить Центр анимации в другом месте – сами аниматоры не приходят к общему решению. При этом, на здание претендует РПЦ, святейшие требуют ключи от студии, (хотя по закону процедура передачи помещения предусматривает шестилетний срок). Едва живая студия в долгах, как в шелках, даже знаменитая торговая марка принадлежит то ли кинофонду, то ли ОГК – которую Путин давно велел ликвидировать. А вот еще закавыка. Как только «Киноколлекцию» ликвидирует, все фильмы, созданные на студии с 1936 года отправятся прямехонько в Госфильмофонд в Белые столбы. Видимо, премьеру вовремя не объяснили, что Госфильмофонд вовсе не обязан возвращать деньги от продажи картин (а советские мультфильмы – отличная статья дохода) мультстудии, на ее развитие и производство. Значит заберут у ОГК и отдадут в Госфильмофонд – и все мимо рта самих аниматоров. Поди вымани эти деньги! При этом есть официальное поручение правительства и Дмитрия Козака о том, что этот спор нужно решить с учетом интересов «Союзмультфильма». Но замминистра культуры Екатерина Чуковская беспомощно разводит руками: что могут сделать государевы люди, если приказа правительства - возвращать доходы с продажи фильмов мультипликаторам, эти фильмы создавшим - нет. Тут-то в спор и включается министр Авдеев: «Мы не телеграфисты! Не посредники. Мы осуществляем защиту культуры. И обязаны найти возможность помочь студии».
Коллекция мультфильмов – всегда была поводом для разного рода махинациий, афер. И сегодня этот лакомый кусок не дает спокойно спать отдельным «радетелям» отечественного мультискусства.
С мультфильмами вообще надо ухо держать востро. Пока вели переговоры с Минкультом и прочими ведомствами по поводу будущего анимации, прохиндеи взяли и по-тихому приватизировали «Союзмультфильм», вознамерясь наложить лапу и на помещение, и на коллекцию. Приватизацию успели аннулировать буквально в последний момент.
Вот еще одна глобальнейшая проблема. Минкульт имеет право выделять деньги (и регулярно субсидирует анимацию) только на производство фильмов. Денег на развитие студий нет. В результате, студии, не имея шанса на маневр, закидывают государство ворохом непроработанных проектов. На студиях практически нет ни редактуры, ни худсоветов. Фильмы не готовятся, как в прежние времена загодя, не разминаются вместе с коллегами, редактурой. Все с пылу-жару, сырое, потом недопеченное. Главное сдать в срок. Кто потом это «сданное» будет смотреть?
На коллегии Юрий Норштейн говорил еще об одной беде. Вся экспертиза будущих проектов упростилась до табличек - по аналогии с ЕГЭ. Теперь эксперты не пишут резюме, просто ставят галочки в трех графах: «за», «против», «воздержался». Идет тотальная формализация всех процессов в культуре и образовании. Позвольте, разве можно таким образом решать судьбу фильма, а значит, и автора. Минкульт и Фонд поддержки кинематографии должны переосмыслить систему конкурсов, всей работы с проектами, со студиями.
Но главное, чем срочно необходимо заняться этим ответственным ведомствам – объединив усилия, вместе с экспертным сообществом торить не только материальную базу будущего Центра анимации (были бы деньги, за «базами» дело не станет), но и серьезное программирование, если хотите политику будущего отечественного анимационного кино: каковы его цели, задачи, формы существования. Без анализа и решения этих содержательных проблем, можно сказать, что и национальной анимации нам не видать. А значит, моральный кризис общества будет неуправляемо прогрессировать. И дети по-прежнему будут лишены своих анимационных образов, героев, поведенческих стереотипов, культурных кодов. Как верно заметили на коллегии, позитивно посвященной «перспективам развития анимации», речь-то нужно вести о первоочередных шагах выхода из глубочайшего кризиса.
Не задумывались ли вы, отчего это все наши юбилеи – со слезами на глазах. Не успели отметить 75-летия ЦСДФ, как старейшая студия документальных фильмов оказалась выброшенной на улицу, и у ее дверей встали автоматчики. 70-летие «Союзмультфильма» всем открыло давно очевидное – студии-то практически нет. А в следующем году грядет столетие отечественной анимации. Ой, страшно-то как…
Лариса Малюкова