«Может, и вышла оплеуха, но я к этому не стремился. Если мыслить оплеухами, то вообще не надо заниматься кино. Я думаю, что правильно выбрал время, чтобы сделать этот фильм». сказал Алексей Балабанов в эксклюзивном интервью «МК» сразу после премьеры «Груза 200» в Москве.
Петербургский режиссер Алексей Балабанов умеет подлить масла в огонь и посыпать солью раны — когда чувствует, что огню гаснуть еще рано или что раны заживляют совсем не тем лекарством, каким надо. В
На «Кинотавре» жюри предпочло закрыть от страха лицо руками и не заметить «Груза 200». Как будто его не было вовсе. Ну и бог с ним, с опозорившимся жюри. Тем более Балабанов оказался в хорошей компании — вместе с также проигнорированной великой Кирой Муратовой, которая, кстати, оценила его кино чрезвычайно высоко. Теперь главное, чтобы зрители оказались мудрее и мужественнее и не отвернулись от этого фильма: его должен увидеть каждый, кто хочет лучше понять себя и страну, в которой живет.
«Наши дети и покруче фильмы смотрят. Они в порносайтах с двенадцати лет сидят»
— Один из членов жюри, активно голосовавший против «Груза 200», сказал, что никогда не показал бы твой фильм внуку. Какое отношение дедушкина забота имеет к фестивальной судьбе фильма, мне не очень понятно. Но все же интересно — ты своим сыновьям «Груз 200» показал?
— Младшему — нет. А старшему уже семнадцать, он школу только что закончил, — так вот он смотрел, конечно. Даже статью написал, в Интернете повесил.
— Тебе дал почитать?
— Нет. Я вообще про себя статей не читаю.
— Тебе неинтересно, что родной сын про твое кино думает?
— Он сказал, что ему понравилось.
— Твой сын тоже с двенадцати в порносайтах сидел, и ты доступ не блокировал?
— Да ну, глупости. У него плакатами с девушками все стенки в комнате давно оклеены. Я сам это делал в его возрасте, все это делают. Чего притворяться? Ханжество это.
— Для твоего сына и его друзей 1984 год — такое же далекое и чужое прошлое, как
— Конечно, в
— Он умер весной
— Главное, это был последний год застоя, вот что для меня принципиально. Тогда уже началось шевеление. Уже в Ленинграде рок-клуб был, уже Гребенщиков пел, Цой пел. Все это уже было.
— Ты сам чем тогда занимался?
— Я ездил по стране. Начиная с восемьдесят третьего года. На Свердловской киностудии два года снимали полнометражный научно-популярный фильм о землепроходцах. Как они из Великого Устюга двинули на север, и вся страна стала единой Россией, понимаешь? Об этом было кино. Сценарист специально написал такой сценарий, чтобы можно было по стране поездить-посмотреть, и двое режиссеров были, муж и жена. Они в основном расслаблялись и развлекались, для этого все и было придумано про землепроходцев. Купались во всяких заливах, отдыхали в закрытых зонах. А я как ассистент приезжал первым, выбирал места, столбил площадки для съемок. Мне нравилось. Всю Сибирь тогда объездил и весь Дальний Восток. Был на Сахалине, на Курилах, куда вообще никого не пускали. На Крайнем Севере был, в поселке Полярное, где староверы
— Столичного шевеления там, наверное, не чувствовалось?
— Никакого шевеления. В магазинах — только спирт и хлеб, все жили на подножном корму и мрачно бухали. Помнишь, в фильме говорят про кухлянки и торбоса? Это и мой личный опыт. Я пытался купить у ненцев кухлянку и торбоса за бутылку спирта — они не согласились, жаль. А у меня денег больше не было. Ассистент режиссера, зарплата
— Кстати, что это такое — кухлянки и торбоса?
— Кухлянка — это куртка такая оленья, сверху надевается. Очень практичная вещь. А торбоса — высокие сапоги, тоже из оленя. Те же унты, только до самого пояса, как чулки на кожаной подошве, и привязываются к кухлянке. У ненцев штанов и трусов нет, но кухлянка длинная, и им в ней тепло. Я с тамошними людьми много общался. Каждый норовил со мной выпить, потому что я был кинематографист, а кино все очень любили.
«Цинковые гробы не раз пропадали. Привезли гроб, родственники не встретили — и все. Что с ним дальше, неизвестно»
— А про Город Солнца тоже разговоры заводили, как деревенский философ из бывших зэков, которого у тебя в фильме Серебряков играет?
— Нет, про Город Солнца — это не отсюда. У меня был друг Саша, когда я на Высших режиссерских курсах учился. Я написал о нем документальный сценарий «Кино про Город Солнца», он
— На уровне капитана, как твой герой Журов?
— А он там начальник милиции.
— Ему даже деревянный ящик, в котором цинковый гроб с убитым десантником, ничего не стоит к себе домой привезти. В начале «Груза 200» стоит титр «все основано на реальных событиях». Что, и вскрытый гроб — тоже?
— Когда меня после института забрали в армию, я служил в Витебске военным переводчиком — в управлении дивизии, с восемьдесят первого по восемьдесят третий. Так наши летчики на «
— И так же, как у тебя в фильме, на борт, доставивший из Афгана цинковые гробы, загружали десантное пополнение — пушечное мясо?
— Я сам это видел. Сидел в кабине и смотрел, как парни забегают туда строем. Это был верх цинизма. Челночный рейс туда-сюда: летчики прилетели, обед потрескали, новых загрузили и полетели обратно.
— В «Грузе 200» один этот длинный статичный кадр с выгрузкой гробов и загрузкой десантников под афганскую песню стоит десятка «9 рот». Появление твоего фильма
— Нет. «9 рота» мне не нравится, но я придумал «Груз 200» году в
— А какие у тебя вопросы к «9 роте»?
— Это клип. Я с десантниками ее смотрел. С парнями, которые там были. Они башками помотали, сказали: «Ну, так…» То есть никак. Понимаешь? А «никак» — это самое плохое. Либо дрянь, либо здорово.
«Жили в пустой квартире, спали на полу, пили пиво и были счастливы…»
— Изнасилование бутылкой
— Я не раз об этом слышал, никакая это не новость. Просто ради забавы, пьяные. У меня девушки были… у меня в свое время было очень много девушек. И две мне рассказали, как их бутылками изнасиловали. Одну приковали, как у меня в фильме. Я тебе говорю, это все реальные истории, а я их соединил, сконцентрировал все то, что понимаю про ту жизнь и про то время. Это было время перехода.
— У него там в услужении вьетнамец Сунька. Откуда взялся вьетнамец в русской глуши?
— Они всегда пытались пролезть к нам. По родственным связям, еще
— Ну, от Дальнего Востока до Ленинска, который у тебя
— Я точно не определяю, где этот Ленинск, но снимали мы в Череповце, это от Питера и правда не так далеко.
— По твоим наблюдениям, там жизнь сильно изменилась по сравнению с 1984 годом?
— Я впервые в Череповце совсем недавно побывал, два года назад. Решил показать жене Великий Устюг. Это же действительно очень красивый город. В Вологде повзрывали церкви, а там ни одной не тронули. Я и сам хотел посмотреть, давно там не был. Мы сели с детьми в машину и поехали. И когда проезжали через Череповец, я был потрясен. Город-завод. Я вроде в Свердловске родился. Знаю, что такое Уралмаш. Но Череповец с этим в сравнение не идет. Там такой отравленный воздух, такие выбросы в атмосферу, так все грустно…
— Я слышал, что вас во время съемок не раз ядовитые облака накрывали.
— Накатывали, да. Там очень страшная экология. А жизнь по сравнению с Советским Союзом особенно не изменилась. Я думаю, она и на Востоке не слишком изменилась. Мы в Норильске были — ну ладно, рынок огромный вещевой, порождение капитализма. «Норильский никель», за счет которого люди живут. Но сам город — каким я его запомнил тогда, таким и остался. В Якутске недавно был — тоже ничего не изменилось с тех пор. Эти дома на столбах, эти залежи дерьма и мусора под ними… Все, как раньше. Совершенно убитые места. Страна очень большая. Две столицы — это не страна. И когда люди ничего не видели, не знают, а берутся судить о стране и о том, как народ живет, а тем более, как он жил в 1984 году, при этом сами не выезжали из Москвы никуда, кроме как в Европу, — да я с такими людьми даже рядом не сяду, не то что разговаривать.
— Середина
— Ну, какая молодость… Это уже после армии. Молодость была, когда я в Горьковском пединституте учился. Я в двадцать один год закончил институт, потом армия… Мне уже двадцать пять было в
— Я готов поверить, что ты, делая «Груз 200», совсем не думал о «9 роте», но все же имел ли ты в виду оплеуху всем исполнителям «старых песен о главном», изнывающим от любви к прекрасному советскому прошлому?
— Нет. Конечно же, нет.
— Однако оплеуха у тебя вышла, и звонкая. Даже, скорее, удар под дых. Не в нем одном дело, «Груз 200» этим не исчерпывается, но тем не менее.
— Может, и вышла оплеуха, но я к этому не стремился. Если мыслить оплеухами, то вообще не надо заниматься кино. Я передал свои ощущения того времени. Мне хотелось про то время сделать фильм — вот я его и сделал.
— Тогда одна маленькая поправка, извини. У тебя в воскресенье по радио «Пионерская зорька» в 7.40 звучит. Так вот, ее передавали только по будням.
— Да?
— Да. И то кроме четверга. Потому что по четвергам была спортивная передача для школьников «Внимание! На старт!»
— Поймал. Один ноль в твою.
Дмитрий Савельев