В прокате фильм Элая Рота «Тайна дома с часами». Это первый опыт мастера низкобюджетного хоррора в съемках детского кино, и, по мнению Юлии Шагельман, на удивление удачный.
Как обычно, все началось с детской книжки. Хотя сейчас любые фильмы, где появляются сиротки с необычными способностями, волшебники, заколдованные дома и учебники по магии, кажутся перепевами «Гарри Поттера», «Тайна дома с часами» основана на хорошо известной (по крайней мере, в Америке) серии книг Джона Беллерса, иллюстрированных Эдвардом Гори. Эти истории выходили с начала 1970-х до 2000-х, и на них выросло несколько поколений, в том числе автор сценария и продюсер картины Эрик Крипке, известный по нескончаемому сериалу «Сверхъестественное».
Действие «Тайны дома с часами» разворачивается в условных 1950-х — не таких, какими они были на самом деле, а таких, какими мы привыкли их видеть в кино. Родители Льюиса (Оуэн Ваккаро, к сожалению, довольно невыразительный на фоне взрослого каста) погибли в автокатастрофе, и он переезжает в очаровательный маленький городок Нью-Зебеди к своему эксцентричному дяде Джонатану. Тот, хоть и взрослый, сам похож на большого ребенка (на Джека Блэка эта роль садится как по мерке) — странно одевается, не признает никаких правил, разрешает есть печенье на обед и идти спать не когда положено, а когда хочется. У дяди есть соседка и подруга миссис Циммерман (Кейт Бланшетт, с нескрываемым удовольствием делающая очередной перерыв в серьезных ролях). Это элегантная дама во всем фиолетовом, которая печет то самое вкуснейшее печенье и устраивает с Джонатаном перепалки, больше приставшие паре первоклассников.
Казалось бы, о таких опекунах можно только мечтать, но маленького зануду Льюиса, отчаянно скучающего по маме и папе, непривычные порядки в дядином доме скорее настораживают. Сам дом тоже пугающий — он от подвала до чердака набит удивительными предметами вроде заводных кукол и живых кресел, а по всем стенам развешано несметное количество непрестанно тикающих часов. А тут еще одноклассник Тарби (Санни Сулджик), единственный, с кем Льюису удалось подружиться, сообщает, что дом проклят. Мальчик решает сбежать, и тогда дяде Джонатану, конечно, приходится открыть ему тайну: он и миссис Циммерман — самые настоящие волшебники. Дом раньше принадлежал могущественному магу Айзеку Изарду (Кайл Маклахлен), ныне покойному, и тот спрятал в стенах какие-то загадочные часы, которые зловеще тикают, отсчитывая время — до чего именно, непонятно, но явно до чего-то нехорошего.
Конечно, это нехорошее случается, причем по вине Льюиса, нарушившего единственное строгое правило, установленное дядей. Он нечаянно возвращает к жизни зловещего Изарда, который и при жизни-то хорошим характером не отличался. И теперь мальчику, дяде Джонатану, который, как выясняется, прячет за веселой бравадой неуверенность в себе, и миссис Циммерман, утратившей магические силы после семейной трагедии, предстоит, как это обычно и бывает в таких историях, спасать человечество.
Выбор Элая Рота на роль режиссера детского фильма поначалу кажется странным, но он взялся за вроде бы непривычный для себя материал с тем же энтузиазмом, с каким его юный герой — за обучение волшебству. Он мастерски соединяет в фильме смешное и страшное, перемежая забавные и даже довольно дурацкие сцены с такими, которые заставят поежиться и родителей (здесь его опыт хоррормейкера явно дает о себе знать). И если во «взрослых» фильмах Рота всегда чувствовался оттенок слегка инфантильного, подросткового веселья, то у обыкновенной вроде бы истории о маленьком волшебнике, в которой для современного зрителя нет ни одного неожиданного поворота, обнаруживается совсем не детская подкладка. За всеми восставшими мертвецами, рыгающими тыквами и механическими уродцами ощущается тень настоящего, совсем не игрушечного ужаса. Например, слово «холокост» не звучит в фильме ни разу, но промелькнувшая на долю секунды татуировка в виде номера на руке миссис Циммерман дает понять, при каких обстоятельствах она потеряла свою семью. Да и дилемма, мучающая главного злодея, который хочет повернуть историю вспять и уничтожить память о преступлениях, совершенных человечеством, совсем не для детей.
Рот щедро передает приветы киноклассике, причем это не только ужастики 1940–1950-х, но и фильмы 1980-х, снимавшиеся на той же студии Amblin Entertainment, что и «Тайна дома с часами»: «Гремлины», «Балбесы», «Молодой Шерлок Холмс», трилогия «Назад в будущее». Как и они, его фильм — о том, что не надо бояться быть не таким, как все, и что настоящая магия может прятаться в самых обычных вещах, надо только уметь ее разглядеть. Конечно, еще рано говорить о том, войдет ли «Тайна дома с часами» в антологии детской киноклассики (хотя ее авторы явно рассчитывают на франшизу), но по крайней мере она успешно справляется с задачей рассмешить и напугать зрителей любого возраста, а не только 12+. И даже, спрятав в занимательную оболочку, незаметно скормить им парочку неплохих мыслей.