Как же мне хочется, чтобы наша страна стала успешной.
Если б я стал президентом, то переустройство начал бы со школы.
Увеличение зарплаты учителям, директорам, завучам в три-четыре раза как минимум.
Школа открыта с утра до позднего вечера.
Никаких домашних заданий.
Полный запрет на «двойки». Не понимает ученик или ученица что-то – посидеть, поговорить, объяснить, договориться.
В каждой школе – свой хороший, настоящий театр. И руководит им не учитель (как правило, литературы), а профессиональный режиссёр, в задачи которого входит знакомство всех учеников с историей театра, с основами работы над спектаклем, развитие техники речи, выразительное чтение, актёрское мастерство.
В каждом классе – шахматы с первого по одиннадцатый. И постоянные турниры: чемпион класса, параллели, начальной школы, старших классов…
Хоровое пение с первого по выпускной класс включительно. Это обязательно. Хоровое пение воспитывает чувство коллективизма, развивает дыхание, прививает музыкальную культуру.
Запрет каких-либо поборов. Никаких услуг за деньги. Всё бесплатно, всё за счёт государства.
У каждой школы – три направления: гуманитарное, техническое и естественное.
По мере обучения можешь направление менять и переходить из класса в класс. Поиск себя – дело естественное.
Факультатив – история кино. Просмотр лучших фильмов. Сегодня есть возможности в каждой школе организовать просмотр хорошего качества фильмов, созданных в различных странах мира.
Постоянная переподготовка учителей.
Учителя имеют право ходить в любой театр, на любой концерт бесплатно.
Обязательно – курс публичной речи.
Провести серьёзные реформы в педагогических институтах и сделать их таким образом, чтобы юношей там было ровно столько же, сколько девушек, а может быть, и больше.
Как готовить будущих учителей – тема отдельная. Но требования здесь должны быть не менее жёсткими, чем при приёме на актёрские факультеты. Внешние данные, общая культура, обаяние, красивая речь и здоровье…
Учитель не может быть беззубым. Только в редком случае учителю можно позволить быть тучным.
Нельзя принимать людей в педагогические вузы с визгливыми голосами. От таких голосов дети устают за двадцать минут, и они мечтают поскорее закончить слушать. Дети выставляют защиту: «Я слушаю, но не слышу (абстрагируюсь)».
Естественно, школа должна перейти либо на девятилетку, либо снова на десятилетку. А кто хочет, может заканчивать обучение после семи классов, а дальше идти в профтехучилища. Зачем мучить себя, учителей и родителей?
Притом, что если человек изъявит желание, он всегда может продолжить обучение как в средней школе (когда-то так и было – школы рабочей молодёжи), так и в высшей школе.
Будь моя воля, я бы и в высшую школу принимал всех желающих, без экзаменов. Хорошо учатся – всё бесплатно, плохо занимаются – пожалуйста, платите деньги за повторение курса и можете учиться хоть до пенсии.
Я понимаю, что это всё утопия, но, как говорится, мечтать не вредно.
Вспомнил, как в 69-й школе Ленинграда, где я учился, была нянечка – довольно пожилая женщина, она же замещала должности уборщицы, гардеробщицы, сторожа и следила за тем, чтобы во всех классах был мел и тряпки.
Нянечка эта произносила слово «виселка» вместо «вешалка». Но запомнилась она мне не только этим.
Все мальчики, которых не пускали на урок из-за опоздания или выгоняли из класса (не знаю, как сейчас, но в пору моей школьной жизни из класса нас, мешающих проводить урок, постоянно выгоняли, это считалось наказанием), собирались около «виселки». И нянечка вела серьёзные разговоры:
- о взаимоотношениях с родителями;
- о других городах;
- о книгах, которые читала;
- о правилах общения;
- о том, как важно сохранять чистоту в школе;
- о том, как не обижать близких.
Её внимательно слушали. С ней иногда спорили. Её любили. И я знаю, иногда специально прогуливали уроки, чтобы побыть с ней.
Интересная штука – запомнилось…
Я сегодня на работу не поехал, практически целый день спал. Трансляцию отменил.
Сегодня день особый – в Москве в 1991 году начался путч. Двадцать девять лет назад! Но об этом почти никто не вспоминает. Зачем?
Утром и вечером (это стало традицией) долго говорил с Игорем Владимировичем Гончаровым (Ружейниковым). Мы говорили с ним о развитии радио, о театре, кино, делились любимыми анекдотами. У меня всегда повышается настроение, после беседы с этим умным, интеллигентным, ироничным, добрым человеком.
Несколько раз говорил по телефону с Николаем Сергеевичем Черняевым. Он стал спокойнее и менее колючим. Может быть, придёт то время, когда я смогу ему говорить всё, что я думаю по тому или иному поводу.
Вот странно, я никуда не ездил, ничем практически не занимался (интернет, чтение газет, ответы на письма, еда – хорошо, что купил её вчера), а устал невероятно к вечеру.
В курсе «Учимся говорить публично» почти в каждом этюде должно быть задание на развитие памяти. Как развить память ассоциативную, зрительную, слуховую? Как закрепить то, что мы знаем?
Кстати говоря, обучения в школе с первого класса должно начинаться с того, чтобы развивать память у детей. От того, какая у малыша память, зависит, как он будет учиться.
Что такое способности? Это развитие памяти. Есть память – человек способный. Нет памяти, не умеет запоминать, выветривается всё из головы – человек плохо учится.
Поэтому, на мой взгляд, с первого класса по выпускной необходимо развивать память и, главное, научить всех школьников бережно относиться к своей памяти: с одной стороны, её развивать; с другой стороны, не перегружать.
Тогда учителю будет достаточно один раз что-то сказать, и все всё запомнят. И обучение начнёт приносить радость. Ибо тебя хвалит учитель, довольны родители, и ты, школьник, нравишься сам себе.
Учатся не ради отметки – учатся потому, что хотят побольше узнать.
Надо будет на эту тему поговорить с Н.С. Черняевым. Если курс «Учимся говорить публично» поможет развить людям память, у курса будет успех.
Перед сном, как всегда, знакомился со списком новых читателей онлайн-книги «Курить, чтобы бросить!» и любовался портретами новых учеников по «СОЛО на клавиатуре». К сожалению, среди новеньких не было учителей, директоров школ, сотрудников министерства просвещения и министерства науки и высшей школы…
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P.S. Чиновники от образования меня не поймут. Им это не дано.
Министр просвещения С.С. Кравцов и министр науки и высшего образования В.Н. Фальков меня не могут понять.
И то, что в США, Англии, Германии десятипальцевый метод учат в школах, как говорится, им не указ.
И то, что сотрудники их министерств все документы готовят, набирая одним-двумя пальцами, непроизводительно тратя время, их не колышет, не беспокоит, не огорчает, не волнует.
Жаль. Но тут ничего не сделаешь. Надо ждать смены поколений.
Воспитывайте детей, не делая им замечаний. Охраняйте детство от замечаний и упрёков. Воспитание без замечаний – лучшее, что вы можете дать своим детям.
Симон Львович Соловейчик (1930-1996), педагог, журналист, писатель