Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

"И помнить: кто ищет — тот найдет"

Интервью с Мариной Ефремовой

"А ты знаешь, что Набоков всегда читал по бумажке свои интервью? У него всегда все было заготовлено. Никаких экспромтов".

Такой ассоциацией ответила на моё предложение дать интервью наша солистка Марина Николаевна Ефремова, рекрутер в сфере международной логистики (и не только), поэт, мама и просто прекрасная женщина.

Мы говорили о поиске себя, о призвании, творчестве, мотивации и вдохновении.

Итак, читайте!

Данила Трофимов, редактор 1001.ru

Редакция 1001: — Ваши школьные годы. Какие тогда были мечты, планы, и как они соизмеримы с тем, что произошло с вами во взрослой жизни?

Марина Николаевна: Я училась в нескольких школах, самых обычных, рабочий район за Нарвской заставой. Учителя, конечно, тоже разные были. Но самый важный — первый учитель, это тот, кто дает малышу руку в самое первое время и ведет его.

Марина Николаевна Ефремова

У меня такой Учитель был, Антонина Даниловна Ветрова. Она жила по соседству с нами. Как будто из советских фильмов той поры — во всепогодном строгом, но элегантном таком сером плаще, волосы седеющие собраны в узел. Тепло от нее было всегда, хотя и строгости хватало. Именно от неё я услышала: "Он книжками уставил полку, читал-читал, да все без толку". На всякую ситуацию находились крылатые словечки, присказки. После выпускного восьмого класса мы все пошли к ней домой, хотя учились давно уже в другой школе. Думаю, что именно она дала мне понимание того, что слово может многое. И культура речи, культура школьного быта — это тоже то, что было в моих первых классах.

Потом, конечно, были разные учителя, но я теперь уже понимаю, что с классными педагогами мне везло. Они действительно делали то дело, которое любили и умели. И поэтому все делалось так, как должно.

Мечтаний о какой-либо профессии не было. Нравилась биология до восьмого же класса, даже больше — именно ботаника. И то потому, что учитель мне нравилась очень. Когда человек увлечен тем, что он делает, когда он хочет и может этим делиться, тогда он способен сделать свой предмет нужным и полезным. И роль отдельной личности в истории, думаю, нельзя отменить. Даже если это твоя личная история. Или особенно, если это твоя личная история.

В старших классах я опять поменяла школу, и здесь появился учитель русского и литературы, Григорьева Дина Васильевна. Как всегда, кому-то классная очень, а кому-то — совсем нет. Мальчишки ее не очень жаловали, а я смотрела завороженно и слушала, как она читает стихи, усевшись на парту (чтобы было всем видно и слышно). И ее увлечение Рерихами, уверения, что она видит светящуюся ауру от рубашки Блока, когда мы ходили в музей поэта на реке Пряжке, — все завораживало.

Мне была написана характеристика в Институт им. Герцена, я мечтала преподавать литературу в школе. Но, как бывает, юношеская глупость сделала свое дело: я повздорила о чем-то с Диной Васильевной (вспомнить бы, о чем), и характеристика была уничтожена мной, а я, плюнув на все свои увлечения, пошла вместе с подругой в Корабелку, толком не понимая, чему мне предстоит учиться.

Читать я, конечно, не перестала, слава богу, в институте педагогов, любящих слово, было немало.

Во взрослую жизнь унесла именно те основы, что были заложены: за что бы ни взялся — делай до конца и наилучшим из возможных для тебя образом.

Честь и хвала педагогам советской поры, работавшим по призванию. Думаю, что таких было немало.

Р. 1001: — В целом образование для вас — школа, институт — насколько важны оказались?

М. Н.: Для меня это, скорее, не образование, как таковое, а становление основ, общий культурный уровень, который формируется вопреки школьной формализации, рамок всевозможных. Именно потому, что за любой системой стоят люди, личности. И если тебе повезло их встретить, то повезло и получить пример того, как относиться к любому делу: где важное, а где главное; где шелуха, а где зерно.

Институтские годы

И, что ни говори, но это время обучения — это наука встраивания молодого человека в общество, в котором ему придется жить.

Система во всем — этому учит технический вуз, а до этого — школьные конспекты.

Даже тот приснопамятный Научный коммунизм. Сколько было конспектов речей и статей.

Литература — тоже без конспектов никуда.

Каждый урок, если он пройден, — во благо.

И структура, система — не стоит этим словам придавать отрицательный оттенок. В науке важна систематизация, в работе — структурирование, умение делать выводы из фактов и двигаться дальше.

За это благодарна техническому вузу: за умение мозги настроить, как инструмент.

Убежден, вслед за многими коллегами, что у рекрутера, HR-специалиста должно быть первое образование — высшее техническое, а затем — экономическое, психологическое.

Если наоборот, то системности в мышлении не хватает, нет этой настройки.

Но это, конечно, частное мое мнение.

Р. 1001: — Ваши дети. В этом году окончил школу ваш сын? Какие напутствия ему вы давали?

М. Н.: — Сын экзамены сдал так себе, не грыз гранит науки особо, надеялся, что, раз учился 11 лет, то уж либо научился, либо нет.

Поэтому для меня главное, что он вырос порядочным человеком, человеком, способным на осознанные поступки. Сделал  — отвечай, не сделал — тем более.

Несдача экзаменов — не конец жизни, не гиперцель и поступление в вуз.

Если, конечно, ты не мечтал о чем-то все свое детство. Если такого направления нет, то двигайся, слушая себя. Не стесняйся спросить, узнать, поделиться сомнениями с теми, кому доверяешь. Я знаю, что он не пропадет, а это главное. Друзья есть, семья — они рядом. Доверие друг к другу.

Остальное — по ходу пьесы.

Но, конечно, образование важно. Иметь за плечами только школу — мало.

Р. 1001: — А теперь — про взрослый мир, когда уже за плечами школа, институт… Везде нужен опыт работы, но где его взять, если на работу не берут без опыта работы?

М. Н.: — У меня уже давно есть на это свой личный ответ. Потому что мне очень часто приходится изучать рабочий опыт приходящих соискателей. Один из вопросов, которые я задаю: как вы лично пришли в логистику?

Потому что классическое образование транспортное есть далеко не у каждого из успешных кандидатов.

И задаю этот же вопрос состоявшимся в профессии директорам компаний-заказчиков наших услуг.

Чаще всего ответ такой: "Уже на третьем курсе стало интересно, да и деньги студенту всегда нужны, поэтому работал курьером в порту, в ночные смены тальманом или еще что-то в этом роде".

Получать рабочий опыт, на мой взгляд, стоит именно во время обучения. Понимаю, что у студента дневного отделения, особенно, если он добросовестно учится, времени не так много. Но именно тогда стоит проверить "руками и ногами" весь свой теоретический курс.

Всегда вспоминаю слова Джузеппе Саббатини, итальянского тенора, сказавшего в интервью: "Петь нужно не голосом, а головой. Надо учиться, быть любознательным и еще обладать скромностью".

Многие мои заказчики с удовольствием берут студентов для работы... бесплатно на несколько месяцев. И это правильно. Студент должен быть готов учиться. Ему дают шанс бесплатно, то есть даром, получить свой опыт, потому что "косяков" в работе не избежать даже мастеру, что уж говорить о новобранце. Но если он имеет голову и усердие, смекалку, если "прирастет" к компании, то вот ему и первое рабочее место.

Таких историй много.

Я сама, получая дополнительное образование по рекрутингу уже во взрослом возрасте, пришла в Морское кадровое агентство бумажки с анкетами перебирать. Руководитель, Хамзина Дина Исламовна, видя мой искренний интерес, помогла написать диплом. И не скрою, что именно он стал главным толчком к тому, чтобы я нашла себя в работе с персоналом.

Когда ученик готов, то приходит Учитель.

Дина Исламовна стала моим наставником и в нынешней компании, когда мы с ней встретились через несколько лет.  Кадровое агентство "Logistics Staff", где я тружусь по сей день, — это ее детище.

Помните, у Дейла Карнеги (не стоит презирать классику жанра) о том, что надо проявлять искренний интерес к людям? Это и про профессию, и про любое дело.

Искренне интересоваться всем, что ты делаешь, — залог успеха.

А уж как развивать в себе любознательность, решайте сами, взрослые люди.

Если это впитано с детства — отлично.

Если нет, то придется как-то заниматься самообучением.

И либо обучишься, либо нет.

Р. 1001: — Творчество —​ насколько оно важно в поиске профессии?

М. Н.: — Этот вопрос у меня всегда вызывает улыбку. Почему в профессии? В  жизни без него нельзя никак. Ты либо творческий человек, либо нет. И неважно, какую ты избрал дорогу.

Творчество, как образ жизни, как способ жить.

Творчески мыть посуду, готовить ужин, читать книгу малышу… Творчески построить свой рабочий день. Человек — творец себя и своего мира. Нас сотворил Господь по образу и подобию Своему. В каждом из нас — Создатель.

Потому что творчество начинается не тогда, когда человек решил: "Дай-ка я что-то сотворю такое". А тогда, когда он творит, потому что вся его предыдущая жизнь ведет его к этому, потому что он не может иначе. Это мне когда-то рассказал Михаил Анчаров в своей книге "Как птица Гаруда".  Книгу храню у сердца, как учебник жизни.

Про Анчарова можно много и долго говорить, это писатель, поэт, бард и учитель Владимира Семеновича Высоцкого, по крайней мере, Высоцкий так считал сам.

Поиск профессии поэтому — тоже творческий процесс.  Попал не туда, чувствуешь это всеми фибрами души — уходи, не жди, когда погаснут звезды в твоих глазах.

Сколько примеров в моей жизни, когда человек уходил из любимого дела, и это было гибелью, вплоть до буквального смысла.

Слушай себя, ищи, не бойся. Бойся и ищи. Ошибайся и с осознанием ошибок иди.

Только будь живым, тогда найдешь. Как только замер, подумал, что всего достиг — тут и конец. Не бывает потолка в развитии, всегда есть, куда расти, если знаешь, зачем.

Р. 1001: — Питер — город творчества, Москва — город возможностей. Так ли это?

М. Н.: — Я не буду столь категоричной. Не нужны ярлыки, зачем? Это как про творчество: либо ты творец, либо нет.

Я часто слышала от мамы слова про "окружение", про то, что "друзья попались плохие" или как в песне: "Но мне, непьющему тогда еще, попались скверные товарищи".

Москва более динамична, она столица во всех смыслах. Питер мягче, даже по инфраструктуре. Стать знаменитым возможно и в Питере, и в Москве. Вот какого рода будет эта самая известность?

Москва для меня стала более теплой, когда я узнала ее жителей, теперь уже моих друзей. И как сразу изменился для меня город, потому что мне его открывали заново близкие мне люди. Так что пусть это будет вопрос без определенного ответа.

Я вообще против категоричности. Всегда стараюсь ввернуть фразы: "по моему личному мнению", "как мне лично кажется" — этому научила работа. Но ведь речь идет лично о моем мнении и в нашей беседе.

Поэтому скажу, что разница между Москвой и Питером сильно нагнетается издревна. Петр строил свой личный город именно в пику Московии, укладу, который он хотел переломить. И у него это получилось.

Каждому свое.

Мне — так точно Питер, это мой город.

Он — мой любимый человек, он  для меня всегда мужского рода, основа и опора. В него вросла корнями, из него же и выросла когда-то. У меня есть медаль "Рожденной в Ленинграде". Думаю, что она во многом определила мою жизнь.

Р. 1001: — Человек вот уже почти год ищет своё место, он всё хочет поступить на такую-то должность, а ему все, как один, говорят: "Мы вам перезвоним". Сдаваться или пробовать дальше?

М. Н.: — Тут уж все по ситуации. Если ты решил, что то, что ищешь, — дело жизни, тогда не сдаваться,  а добиваться ответа. Нужно обязательно получить качественную обратную связь:

Не подошел нам. — Почему?

Выбрали другого. — Чем он лучше меня?

Мы вам перезвоним. — Давайте я сам вам позвоню. Когда это удобнее сделать? Сколько времени проходит конкурс на должность? От кого зависит принятие решения?

Поиск работы — это тоже работа. И сложная.

У Владимира Константиновича Тарасова, основателя Таллинской школы менеджеров, это называется «Приблизиться к оленю».

Если хочешь конкретной должности — тогда это не ко мне вопрос. Я не умею "устраивать" на определенное место.  Помочь найти свое — могу.  Но это может помочь только тому, кто сам пытается понять изначально: "Чего хочу? Зачем мне это нужно?"

Если человек из "неопределившихся", то пусть уж как-то займется самоидентификацией, тогда смогу работать с ним, как с кандидатом.

Личность, зрелая, сформировавшаяся, может быть и в 24 года, я таких встречала. Всегда поражает, когда видишь в молодом человеке уже четкие ориентиры, на фоне других, что и в 50, и старше все маются от непонимания себя.

Так что "поступить на должность" — это из разряда чеховских персонажей, что-то вроде "поиска теплого места" под  солнцем.

Это не о выборе своего. И, значит, не ко мне.

Продолжение следует…

1157


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95