Продолжение интервью с Мариной Николаевной Ефремовой, солисткой "Набираем", рекрутером в сфере международной логистики и просто хорошим человеком (первую часть читайте здесь).
Разговор о вдохновении, честности, смене работы в 50 лет, хобби и творчестве.
Данила Трофимов, редактор 1001.ru
Р. 1001: — Что может вдохновить человека, если ему очень много раз отказывали уже? Как не потерять позитивный настрой?
М. Н.: — Тут, наверное, продолжается предыдущая тема по поиску себя.
Не сдаваться, искать, анализировать.
Если хочешь разобраться в ситуации — тогда ищешь инструменты. Вернемся к любимому моему "оленю". Стоит научиться отвечать на вопросы из стихотворения Редьярда Киплинга: "Есть у меня шестерка слуг проворных, удалых, и все, что вижу я вокруг, — все знаю я от них. Они по зову моему являются в нужде, зовут их Как? И Почему? Кто ? Что? Когда ? И Где?"
Вдохновляет история успеха? Значит, нужно прочитать истории тех людей, кто для тебя лично может быть образцом: ученые, политические деятели, актеры, да кто угодно, лишь бы ты точно знал, что сей тернистый путь можно пройти. Если есть близкие такие примеры, вообще прекрасно. Повезло тому, чьи родители могут рассказать о личном своем опыте в поиске и, главное, нахождении себя.
Если говорить о настрое как таковом, то стоит помнить, что человек — как музыкальный инструмент, его можно настроить, если знать, как. Знание собственной физиологии — ключ к пониманию себя, что поможет именно тебе поддержать себя в трудной ситуации.
Перед значимым собеседованием, как перед любым важным для тебя событием, следует хорошо отдохнуть, по возможности выспаться, прогуляться, не спешить, накануне сделать то, что приносит тебе искреннюю радость.
Например, перед защитой диплома в институте у меня было прекрасное свидание с моим будущим супругом. Он же ждал меня под дверью кафедры во время защиты, он же помогал мне тот диплом и писать.
Когда ты влюблен, у тебя все получается.
Делайте то, что приносит вам радость, хоть мороженое съешьте, хоть музыку любимую послушайте.
И ищите "единоверцев", тех, кто проходит подобный путь одновременно с вами.
Р. 1001: — Кстати, о Москве. Недавно из Краснодара в неё перебрался один наш общий знакомый. В кармане у него не так уж и много денег, сейчас он ищет активно работу. Как вы думаете, какова вероятность того, что мы вскоре услышим ещё одну историю о покорённой Москве?
М. Н.: — О, в Ильдара я верю. Он романтик, конечно, немного наивный молодой человек, но это иногда помогает, не дает сдаться. Подрабатывает пока в продажах, живет в хостеле, все так же. И не сдается.
Пишет письма вместе с нами в проекте. Уезжать не собирается.
Что будет дальше, узнаем потом.
Р. 1001: — Я на вашей странице наткнулся на любопытное высказывание: "Никаких псевдонимов не признаю. Вот я перед вами — такая, как есть: с именем, отчеством и безо всяких регалий. Лет — 46". Подход честный, открытый, настоящий. Так ли, возможно, стоит вести себя и при устройстве на работу?
М. Н.: — Не врать — это мой принцип. Можно слукавить, не сказать всей правды, но не врать в основе. Потому что все тайное всегда становится явным. Это как в нашей сфере подбора, логистике, — ты можешь повезти груз по недобросовестным ставкам один раз, но не более, скорее всего, этот клиент уйдет. Благо, на рынке всегда есть, из кого выбирать. А рынок такой, что твоя недобросовестность станет известна быстро.
Если у тебя не хватает каких-то знаний, нужных в данном деле, но есть большое желание, то я рекомендую действовать по принципу: "И хотя…., но зато...". Это как две чаши весов в руках, чтобы твое "зато" перевесило гораздо твое "хотя не..."
Разумный работодатель всегда возьмет того, у кого есть достойная мотивация внутренняя, иными словами, того, кому зачем-то это очень нужно, по каким-то своим внутренним причинам, стоящим перед ним личным задачам.
А на все остальное есть испытательный срок.
Кандидату дается конкретное задание и срок его исполнения.
Дальше — отслеживание процесса и выводы.
Всегда лучше взять того, у кого не хватает конкретного навыка (он наработается при желании), но есть огромное стремление, чем того, кто все знает и умеет, но не хочет уже, ему неинтересно.
Р. 1001: — Говорят, в 50 лет менять работу, профессию уже нереально. Что скажете?
М. Н.: — Для человека нет невозможного, пока он жив, есть всегда шанс. Но с годами менять профессию, конечно, трудозатратнее, чем в молодости. Могу сказать это, опираясь на личный опыт, так как в свою профессию я пришла в 40 лет, и этот путь был достаточно тернистым. И никто не говорит, что я сделала единственно правильный выбор.
Гунни Йенсен считает, что возраст после 60 — самое продуктивное время в жизни. По крайней мере, в его собственной биографии получилось именно так. В свои 75 он запатентовал более 40 изобретений, хотя стал изобретателем только после выхода на пенсию.
В 50 любые перемены более болезненны, чем в 20, 30, даже 40. Но кто-то решается на это, действуя уже осознанно, тогда он сознательно совершает титанический, на мой взгляд, труд. Перемены — всегда стресс. Любые, в любом возрасте. Даже встать утром с постели в 50 лет — не то, что в 20. Но осознанность зрелости помогает решать эти задачи.
Там, где у молодого человека много энергии, данной ему даром, от природы в зрелости, ресурсы приходится выбирать тщательно.
Отбросив слово "нереально", скажу, что "непросто".
И опять же, все дело в мотивации.
"Человек может вытерпеть любое "как", если он знает, "зачем"". Виктор Франкл, человековед, выживший в концентрационном лагере и ставший основателем логотерапии.
Р. 1001: — Можно ли совмещать вещи, которые нравятся (например, пение и вышивание крестиком), или стоит сосредоточиться на чём-то одном, чтобы добиться настоящего успеха?
М. Н.: — Одновременно можно, конечно, петь и вышивать — смеюсь. А вот вышивать и укладывать рельсы на дороге одновременно, думаю, невозможно. Поэтому сам вопрос стоит немного переформулировать.
Человек многогранен, давно известно, что талантливый человек талантлив во всем, к чему бы он ни прикасался. Это опять возврат к предыдущим словам о творческом подходе.
Но выбирать, конечно, приходится.
Примеры, когда одним делом занимаешься для заработка, а другим — для души, повсеместны. Счастливы те, для кого работа и хобби — это одно.
Значит, я — счастливый человек. Для меня моя работа — одно из главных увлечений. У рекрутера нет окончания и начала рабочего дня, процесс обдумывания непрерывен. Но это, скорее, о подходе к делу, которое любишь, не относительно конкретной профессии.
Да, приходится структурировать день, четко распределять, сколько времени на что уходит. Например, чтобы заниматься раз в неделю вокалом, я сдвигаю свой рабочий график и выделяю ровно 15 минут для занятий утром. Но важна системность, лучше ежедневно 5 минут, чем один раз 2 часа.
Бить в одну цель, не распыляться на мелочи — это проектная работа. Если идет глобальная работа над задачей, то остальное — по мере сил. Ресурсы нужно уметь распределять. Об этом можно написать целый трактат, да и написан уже.
Получается, что каждый пункт нашего разговора может стать отправной точкой для обсуждения отдельной темы. Смотря какие задачи ставим, обозначить вопрос или развернуть его.
Р. 1001: — Хобби, которое переросло в работу, то есть в способ зарабатывания денег. Насколько это реально?
М. Н.: — Получается, что последующие вопросы вытекают из предыдущих ответов.
Конечно, реально. В идеале так и должно быть: делать то, в чем ты силен, к чему лежит душа. То, что любишь, ты делаешь хорошо, значит, есть вероятность, что это будет замечено и востребовано, а кто-то готов и заплатить за это.
Примеров масса: кто-то пишет стихи на заказ, кто-то ведет свадьбы и юбилеи, кто-то выгуливает собачек, пока хозяева в командировке. И есть те, кто делает из этого бизнес.
Для меня "человековедение" всегда было интересно, сейчас все свои предыдущие навыки использую по прямому назначению.
Опять же, разумные работодатели ищут в первую очередь "хорошего человека", а не "грамотного специалиста", да-да, запрос звучит именно так.
А хороший человек — это кто? Это тот, кто не может делать работу плохо, делает ее с душой и наилучшим из возможных образом. Значит, он явно на своем месте.
Сколько примеров среди известных уже личностей, и сколько еще возникает прямо у нас на глазах.
Актеры театра и кино, закончившие технические вузы, дипломированные врачи, успешно занимающиеся продажами, и много кто еще.
Один из живых примеров пришел ко мне недавно на собеседование. Алена — хороший специалист в таможенном оформлении, но по призванию — художник. Это ее образ жизни — творчество. Сегодня второе перевешивает уже первое, потому что картины свои она продает, в том числе, и за рубеж.
Р. 1001: — Работа: удалённая или в офисе. В чём преимущества лично для вас?
М. Н.: — Лично для меня, как всегда, все неоднозначно. И в том, и в другом есть "за" и "против", "плюсы" и "минусы". Над моим "неоднозначно" коллеги всегда смеялись, но что делать, если я так рассматриваю любой вопрос, не ища одного единственного правильного ответа. Его не бывает.
Так же, как не бывает правды одной на всех, как ни старались в свое время нас убедить, что бывает. Для каждого человека и каждой ситуации правда своя. Но есть, конечно, природа человеческая, которая неизменна. А это значит, что, если тебе тяжело работать в офисе по 8—12 часов, то либо находи возможность корректировать ситуацию, изменяй что-то в ней, либо уходи.
Я всегда старалась разнообразить свой график, чтобы было пополам офисной и разъездной работы, чтобы не было усталости, потому что избежать ее можно лишь разнообразием, хотя бы и телесным перемещением, сменой вида деятельности.
Что касается работы фриланс, то мне, как человеку, привыкшему к распорядку, приходится его, этот распорядок, создавать самой же.
Баланс, я учусь держать баланс.
Это касается любого дела.
Р. 1001: — Что вы скажете о профориентации? Это эффективно или нужно полагаться на внутренние порывы?
М. Н.: — На внутренние порывы полагаться можно, лишь как на указатель, на сигнал, но ни в коем случае не действовать наобум.
Конечно, профориентация нужна, как повод задуматься, по крайней мере. И начинать ее стоит в детстве, объясняя малышам смысл профессий, какие качества нужны врачу, летчику, машинисту, полицейскому, чтобы хорошо делать свое дело.
Все дети от рождения талантливы, надеюсь, что с этим уже не спорит никто. Дать попробовать делать то, к чему лежит душа, необходимо. Дальше, уже взрослеющему, рассказать, что, если он хочет сделать рисование делом своей жизни, то ему придется знать определенные предметы в школе лучше, чем остальные, заниматься дополнительно.
Классический пример выбора показал мне десятилетний мой сын.
Он пришел из школы со словами, что все его друзья крещены, а он — нет. Хочет быть, как они, с крестом на шее.
Я тогда достала Евангелие, рассказала, в чем лично я вижу смысл ношения креста, совершения обряда, предложила ежевечерне читать, чтобы вместе разобраться.
Сын посмотрел на толстую книгу, подумал минуту и сказал, что не готов.
На этом все и завершилось.
Если взрослый уже молодой человек с детства не делал свой осознанный выбор, то ему придется либо искать методом проб и ошибок, либо обращаться к психологам, специалистам центров занятости населения, среди них тоже достаточно людей, относящихся с душой к своему делу.
В любом случае, чтобы что-нибудь найти, нужно понять, как ты будешь искать, подобрать правильные инструменты.
И, конечно, обращаться к тем, у кого уже есть успешный опыт поиска профессии, чьему мнению ты доверяешь.
Повторюсь в который раз, хорошо, если это твои родители, бабушки-дедушки, другие люди из ближайшего окружения.
И помнить, что кто ищет, тот найдет.
Р. 1001: — Что для вас главное в жизни?
М. Н.: — Прекрасный вопрос! Это сродни вопросу: "Зачем я живу?"
Действительно, главное — что это?
Сама жизнь и есть ее смысл, чем ты ее наполняешь каждый день, как ты ее строишь, чего хочешь от нее?
Каждый день начинать с вопроса: "Зачем я встаю с кровати именно сегодня? Для чего?"
Вспомним известного философа-утописта, графа Анри Сен-Симона, просившего своего слугу будить его ежедневно словами: "Вставайте, граф! Вас ждут великие дела!"
"Главное дело, что живой", — как пел Олег Даль в знаменитой песенке из фильма "Старая-старая сказка".
Быть живым во всех смыслах.
Я постоянно записываю то в тетрадочку, то в телефон, беря пример с великих, свои мысли на ходу.
Иногда из них получаются стихи, иногда — заметки. Порой просто как толчок к действию:
Все страшнее чувство одиночества —
Это просто утренние мысли.
В сорок уже понимаешь, чего тебе хочется.
Главное, чтоб мысли в голове не кисли.
Р. 1001: — А те амбициозные люди, что в сытые годы создали свой бизнес, а в кризис прогорели, как им сейчас заставить себя идти работать "на дядю"?
М. Н.: — Это буквально лично затрагивающая тема. Мой родной брат, весельчак и балагур, бывший комсомольский лидер своего конструкторского бюро, в 90-е стал предпринимателем. Трудно, много трудился, кое-чего достиг. Вот сейчас все это "сдулось", пусть не в одночасье, но закономерно. Таков удел малого бизнеса, если он не стал большим, да если и стал, тоже так бывает.
А я вспоминаю слова своего одногруппника по институту, достаточно успешного бизнесмена и по сей день.
Его рассказ о своем деле и о том, как он потерял один бизнес, потом второй, перемежался такими фразами: "Но я и тут не растерялся и подумал..."
Все, что у тебя остается навсегда, — это ты сам, твой опыт, твоя голова. Это та интеллектуальная собственность, которую никто не отнимет. Что ты с ней сделаешь, думай сам. Ищи поддержку, читай книги, постоянно развивайся, но, если ты живой по сути, то выживешь. Может, изменятся личные ценности, кстати.
Заставлять себя в любом деле — хуже нету.
И иду на работу не от безысходности, а потому что вижу в этом для себя пользу. Какую — каждый решает сам. Мой рецепт многим не подойдет. Так же как обожаемый мной мой парикмахер-стилист может не стать вашим стилистом, вам нужен свой.
Р. 1001: — Стихи, творчество, выступления — это сейчас входит в вашу жизнь с новой силой. Расскажите о своих успехах на литературном поприще. Может быть, сборник стихов издадите?
М. Н.: — Успехом я это не назову. Скорее, победой. Победой над собой. Потому что следовать своему предназначению, делать то, что не делать ты не можешь — это не всегда просто.
Успех — это что-то для публики. Победа — это лично для меня.
Каждый пишет стихи в 17 лет, ну, или многие. Но с кем-то это остается, а кто-то оставляет, как милые забавы юности.
Я писать осознанно начала после сорока, потому что это был мой способ выжить. Иначе бы нужно было пить антидепрессанты, делать что-то подобное.
Я вернулась в Санкт-Петербург, родной город, после личных перипетий, после десятилетнего в нем отсутствия без денег, без профессии и без представления, что и как я буду делать. Уехала из Ленинграда, вернулась в Санкт-Петербург. И это был другой город, другая жизнь.
Мой недавний творческий вечер — второй в жизни. И не я была его инициатором, меня буквально вытолкали друзья "в свет".
Мне понравилось слышать себя со стороны, отвечать на вопросы и самой задавать их. Это действительно был творческий вечер.
Не знаю, что я буду делать с этим дальше. Скорее всего, жить и смотреть на то, что будет происходить со мной. Какую часть жизни я буду уделять творчеству, какова будет пропорция работы «по делу» и «по любви» — посмотрим. В идеале хочу, чтобы это было одно и то же.
Для меня, наверное, будет радостью, если мои стихи кто-то напечатает, буду ли я это делать сама — посмотрим.
Р. 1001: — Любить, что делаешь, а если не любишь — не делать. Верно?
М. Н.: — Очередной коварный вопрос. Но и тут повторюсь, что я формулирую так: хочется, чтобы всегда то, что ты делаешь, было по любви. Без нее нельзя делать дело, ни одно.
Все начинается с нее, ею и заканчивается.
Дело, сделанное без души, — это ремесло, с душой — творчество.
Но можно полюбить и то, что делаешь, если ты видишь в этом для себя смысл. Как можно любить стоять по пояс в канализации? Но если речь идет о спасении города от нечистот, то сотрудники "Водоканала" делают это. Любят ли они свое дело, нужно спросить. Но пример, думаю, ясен.
Р. 1001: — Работа, деньги и творчество? Как соизмеряются эти понятия?
М. Н.: — Если я делаю то дело, которое люблю, значит, я делаю это творчески. Априори я стараюсь сделать его хорошо. Значит, буду совершенствоваться в выбранном деле; значит, рано или поздно меня заметят; значит, кто-то, заинтересованный в плодах моих дел, заплатит за это. По мере роста моего мастерства должно расти и мое денежное вознаграждение.
Это идеальная картина.
Идеал недостижим, на то он и идеал. Но он нужен, чтобы к нему стремиться.
Я описала свою идеальную картину мира.
Кстати, на собеседованиях один из любимых вопросов: "Опишите свое идеальное место работы, идеального своего руководителя (подчиненного)".
Ответ на этот вопрос, при условии, что человек откровенен со мной и с собой, многое делает ясным.
Ну, и про творчество мы уже немало поговорили до этого.
Либо ты творец по сути, либо нет.
Р. 1001: — Иногда каждый ощущает застой. Начинаешь киснуть. Как с этим боретесь вы?
М. Н.: — Периоды спада зависят и от сезонности, и от личного самочувствия, и от достижения определенного уровня в работе. Например, у меня сейчас ощущение, что мне не нравится ни один кандидат. Это не значит, что все они плохи. Это значит, что мои критерии изменились, планку я подняла еще на один сантиметр выше.
Это относится и к себе, в том числе. Начинаю огорчаться от собственного несовершенства, что не хватает определенных знаний, что не успеваю сделать намеченное.
Это значит, что задача поставлена некорректно, что цель взята, великовата для меня или следует еще «немного подкачаться». Может, просто в отпуск надо пойти, я там толком два года не была. А это вредно, могут "батарейки сесть".
Если приходит период спада, то это время пересмотра своих «активов» и «пассивов», подведения промежуточных итогов. Период «отстоя» просто необходим порой. Именно, чтобы внутри все устоялось, уравновесилось. Мы часто живем в ускоренном режиме, так и перегореть на работе недолго. Тогда восстановление будет затруднено, потому что ушел уже "в сильный минус».
Не бороться, а слушать себя и отдыхать еще до того, как устал. Я это, в первую очередь, сейчас себе говорю.
Пример из жизни.
В юности я участвовала в археологической экспедиции. В нашем составе был парень, немец. Так вот он ровно через полтора часа уходил отдыхать под куст с жары, а остальные копали лопатами, пока не устанут. Работали мы от зари до зари, пока был световой день. Несложно догадаться, кто лучше себя чувствовал к концу рабочего дня.
Р. 1001: — А знакомство со слепой печатью. Ведь оно у вас произошло задолго до "СОЛО", как оно повлияло на жизнь?
М. Н.: — Когда произошло, тогда и повлияло — сразу же. Я об этом уже писала в своей заметке, которая стала первой моей на сайте.
Мне нужно было уезжать на Дальний Восток, жить и работать, была идея устроиться секретарем в местный Политехнический институт, для этого нужно было пройти какие-то курсы печати. В то время в лектории Всероссийского общества "Знание" я нашла экспресс-курс. Авторов не помню, но за три дня безвылазного сидения на них мне поставили руки. Было весело очень, под музыку, с переменками, на которых звучали стихи.
Навык, конечно, приобрести за такой срок невозможно, но начало было положено.
А когда вернулась в Санкт-Петербург, подруга пригласила на подобный курс уже при ЛИМТУ (Ленинградский институт методов и техник управления). Курс уже был пятидневный, и там я его сдала на "отлично", кстати, экзамен сдавали на печатной машинке — это было забавно.
Почему пошла в "СОЛО"? Так не отвечу, даже не помню, как это случилось. Пришла, потому что захотелось делать то, что делаю, еще лучше. И потом втянулась.
Помогает, безусловно, то, что в детстве играла на аккордеоне, руки уже "поставлены" на клавиши, чувство ритма есть.
Печать для меня — и радость, и необходимость.
Размеренный стук клавиш успокаивает, как стук колес поезда, тук-тук, тук-тук…
Нравится то, что не отвлекаешься на поиск кнопочек, даже то, что руки красиво взлетают над клавиатурой, а не лупят по ней.
Удобно, радостно, что еще?
И то, что я начала писать заметки, оформлять свои мысли, это тоже заслуга команды "ЭргоСОЛО". У каждого сайта своя аудитория, мне, видимо, нужна была именно такая манера подачи материала.
Закончу тем, с чего начала, что повторяла на протяжении всех ответов на вопросы: "Важно, чтобы все, что ты делаешь, было по любви".
Я сейчас отвечала на все вопросы именно так.