Фильм «В прах» – режиссёрский дебют музыканта и сценариста Шона Снайдера в полнометражном кино. Мировая премьера картины состоялась в 2018 году на кинофестивале в Трайбеке, где ей присудили приз зрительских симпатий.
У американского хасида Шмуэля умирает от рака любимая жена Ривка, оставляя его одного с матерью, двоими сыновьями и ужасной тоской. Мать советует «двигаться дальше» и жениться повторно, дети думают, что в отца вселился диббук – дух Ривки – а тоска и волнение гонят Шмуэля искать ответов на неожиданные вопросы. Больше всего его тревожит мысль, что происходит с телом любимой жены после погребения и как быстро она обратится в прах и обретёт, наконец, покой – с этими вопросами он приходит к раввину, а затем – к профессору естествознания.
«В прах» – это в полном смысле слова чёрная комедия, чем-то напоминающая фильмы братьев Коэнов, и выдержать её целиком смогут далеко не все: процессы разложения не только подробно описываются, но и временами наглядно демонстрируются, что наверняка вызовет отторжение у неподготовленных зрителей. Тех же, кто рискнёт посмотреть картину до конца, ждёт увлекательное путешествие в мир «телесной» смерти и трогательная, хоть и странная, дружба ортодокса с профессором. Фильм полон юмора «за гранью», языковых шуток, нелепых ситуаций и своеобразного очарования, а Мэттью Бродерик весьма органичен в роли недотёпистого преподавателя.
Фильм не только и не столько о смерти, сколько об испытании горем и попытках справиться с тяжёлой утратой. Помимо главного героя, переживающего смерть жены весьма своеобразным образом и из-за этого переступающего через многие религиозные постулаты, о собственном опыте прямо или косвенно рассказывают почти все другие герои, а для самого Снайдера это личная история, принимающая во внимание его еврейский бэкграунд и посвящённая покойной матери. Зная об этом, нетрудно разглядеть за «чернушностью» и дурацкими шутками не только грусть, но и бесконечную любовь и нежность.
Татьяна Трейстер